«Границы условны»: семья специалиста Microsoft переехала из Брянска в Финляндию

46678 72
Общество
«Границы условны»: семья специалиста Microsoft переехала из Брянска в Финляндию
Люди о поисках нового профессионального опыта в проекте «Уехавшие»

Осенью 2020 года редакция «Городского» запустила новый проект «Уехавшие». В нем мы знакомим земляков с людьми, которые по разным причинам покинули Брянск и теперь живут в других регионах России или даже за границей. Сама идея публикаций возникла, когда мы узнали о семейной паре, уехавшей в пандемию коронавируса в Финляндию. Ольга и Андрей - люди, которые вполне состоялись как профессионалы в России, побывавшие по работе или с туристическими целями почти на всех континентах. Что побудило их в зрелом возрасте так кардинально сменить образ жизни? Об этом мы попросили рассказать Ольгу, оторвав ее от занятий в финском университете, куда она поступила для получения степени магистра.

- Как получилось, что вы переехали в Финляндию? Почему именно туда?

- У меня первое высшее образование педагогическое, я закончила БГПУ, а второе – техническое после БИТМа. Пару лет назад задумалась о продолжении образования в области управления информационными технологиями. Взвесив различные варианты в России и в Европе, остановилась на трех вариантах: университет в Голландии, в Германии и Финляндии. Окончательно взвесив все преимущества и недостатки, я пришла к выводу, что наиболее подходящий вариант будет магистратура в Финляндии.

По словам Ольги, она не потянула бы финансово обучение в Lappeenranta Technical University (Технический университет города Лаппеэнранта), но помог полученный от финнов грант. Таким образом, магистратура, которая стоит до 10 тысяч евро в год, стала для нее бесплатной. Сам город находится в 65 километрах от Выборга, то есть ближе, чем Орел к Брянску. Поэтому жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области здесь очень много, а продавцы в местных магазинах говорят по-русски.

- Что вообще заставило вас с мужем задуматься об эмиграции?

- Я не думаю о своем переезде, как об эмиграции в полном смысле этого слова. Эмиграция у меня ассоциируется с теми, кто ехал в Америку в начале прошлого века или с теми, кто покидал СССР по политическим убеждениям. Сегодня переезд в другую страну не является чем-то кардинальным, как тогда, в силу процессов глобализации. И то, что границы стали более прозрачными обмен информацией в наши дни стал проще, чем когда-либо -  это способствует только развитию общества. Поэтому пока это просто переезд – переезд за новыми знаниями и опытом.

- Чем ты занималась до того, как уехать в Финляндию?

- Около 12 лет я проработала в Москве, периодически бывая в Брянске. Большую часть времени я работала в компании-интеграторе, в департаменте, который занимался разработкой программ обучения персонала компаний. Мы разрабатывали обучение в основном для конечных пользователей программ, которые разрабатывал и внедрял интегратор, например, такие как ЕМИАС – для медицинских работников.

Ольга – сертифицированный преподаватель Microsoft. Помимо разработки обучающих тренингов, она сама преподавала основы пользовательских программ. Ее муж Андрей – программист в классическом понимании этого слова.

- Чем было плохо остаться и работать в России?

- Не согласна с такой постановкой вопроса. Не плохо, а скорее неудобно для дальнейшего развития и получения нового опыта, полезного для современной работы.

С распространением эпидемии в марте этого года стало понятно, что жить и работать в Москве стало не целесообразно, многие перешли на удаленную работу, москвичи стали уезжать за город и иногородние возвращаться в свои города. Мы решили вернуться в Брянск, пока ждали документы для переезда на обучение, тем более что локдаун в Москве значительно ограничивал возможности передвижения и в Брянске было в этом плане значительно проще – можно было выходить на прогулки и не чувствовать тех ограничений, которые были у оставшихся в Москве. К сожалению, пока не у всех есть возможность работать удаленно, или те, кто перешли на удаленную работу вынужденно, не всегда могут или умеют работать удаленно по разным причинам. Многие знакомые семьи в это время переживали определенные трудности с вынужденным постоянным пребыванием дома и невозможностью выйти. Поэтому в контексте эпидемии сейчас больше возможностей именно в небольших городах.

- Насколько дорога жизнь в Финляндии? На что уходят основные деньги?

- Стоимость жилья сопоставима с московскими ценами, стоимость продуктов отличается от России – что-то значительно дешевле, например -  полкило кофе можно купить за 2 евро. Есть товары и значительно дороже - алкоголь, а также сахаро- и жиросодержащие продукты, поскольку в их стоимость включён так называемый «здоровый» налог на вредные продукты. Говядина может стоить 20 и 25 евро за килограмм.

Мы живем в студенческом общежитии. Его стоимость – от 200 евро в месяц. Это примерно в два с половиной раза дешевле, чем снимать квартиру. Но это не общага в российском понимании этого слова. В стоимость включаются коммунальные платежи, парковка, использование прачечного комбината, баня два раза в неделю - все это находится в здании общежития или в непосредственной близости.

Еще очень радует, что рядом лес и самое большое в Финляндии озеро Саимаа, очень красивое.  Несмотря на близость к природе, все блага цивилизации в наличии - ровные дороги, уборка территорий, быстрый интернет - в общаге бесплатный кстати, супермаркеты, парки развлечений и прочее - все рядом. Если мало - можно до столицы доехать на автобусе за 10 евро -  2 часа и ты в Хельсинки. Но сейчас мы этим не пользуемся, так как пандемия и есть ограничения.

- Существует ли в городе какая-то русская община? Как вообще идет адаптация к местным условиям?

- Русских здесь очень много, община существует. Существует много групп в соцсетях и мессенджерах, где можно спросить совета или получить нужную информацию. Во многих магазинах надписи на русском, большинство кассиров отлично говорят по-русски. До пандемии можно было даже рублями в продуктовых магазинах расплатиться.

- Есть  мнение, что финны самые близкие к русским европейцы. Так ли это?  Что общего и в чем принципиальные отличия между нами?

- Финны более сдержаны в общении, предпочитают соблюдать личное пространство, их можно назвать суровыми, точно так же как и русских. Они очень размеренно и основательно относятся к работе, если что-то обещают, то всегда выполняют и делают это вовремя, могут обладать поразительным чувством юмора. Как правило, открыто выражают мнение, не прибегая к каким-либо уловкам. У меня только позитивное впечатление о финнах.

- Ты сейчас получаешь образование в Европе. Была во многих странах мира, где знакомилась с работой университетов. Чем образование в России отличается от образования за рубежом?

- Система образования в Росси претерпевает сильнейший кризис, особенно высшее образование, так как оно достаточно далеко находится от требований, которые выдвигает современный рынок труда. Кризис настолько значительный, что многие констатируют - сегодня не требуется получать высшее образование, так как многие компании берут на работу без дипломов, на основе тестовых заданий и проверки знаний и соответствия знаний и умений требованиям должности. Происходит полное обесценивание высшего образования, но многие все еще по инерции получают его. Те, кто не хочет тратить время на ВУЗ и хотят максимально быстро получить профессию, идут в корпоративные университеты с гарантией трудоустройства или заканчивают различные курсы, которые помогают получить нужные умения и знания.

В Финляндии нет такого разрыва между образованием и бизнес-требованиями к будущим сотрудникам. Пока ты учишься, ты выполняешь проекты для компаний, выполняешь реальные кейсы, которые помогают компаниям, то есть разрыв минимальный – ровно настолько, на сколько задачи адаптируются под уровень студентов и с учетом ограничений по времени участия в проекте. Поэтому здесь высшее образование все еще имеет практическую ценность.

- Москва - город больших возможностей. Но вы выбрали фактически европейскую деревню. Почему?

- Мы живем не совсем в деревне. Да, город небольшой, но с развитой инфраструктурой, в 2020 году он занял первое место среди европейских городов с численность населения до 100 тысяч человек по комфорту проживания. Отсюда на самолете можно улететь в любую европейскую столицу, а питерцы до пандемии очень любили местный аэропорт.

Москва больше не является городом больших возможностей. Географически для тех, кто умеет и может работать удаленно, можно выполнять задачи из любой точки мира, выбирать наиболее удобное место работы и безопасного проживания семьи.

Ольга и Андрей пока не знают, как поступят, когда университет будет закончен. Оставаться ли в Финляндии, вернуться в Брянск или Москву, а может быть – перебраться на Балканы. Вариантов множество – ведь границы условны.


Хотите предложить свою новость - вам сюда.

Читайте также


Обсуждение ( 72 комментария )
#72 Пишет иван иван 21 НОЯ 17:26
у чeловека eсть жeна. он нeдоволен eй.
eму кaк будто бы нyжна полyчше, поyмней.
но eсли счaстья нeт внyтри и в сeрдце пyстота,
хоть всeх вокрyг перeбери: нe та, не та, не та.

у чeловека есть страна. он недоволен ей.
ему кaк будто бы нyжна полyчше, посильнeй.
но если счастья нет в груди и в сердце пустота,
всe стрaны мирa обойди: не та, не та, не та.

у чeловека eсть сyдьба. он нeдоволен ей:
потeри и за жизнь борьба, не всё кaк у людей.
но если счacтья нет внутри и в сердце пустота,
все судьбы мира рассмотри: не та, не та, не та.

но если счастья семена взошли и расцвели,
по нраву жизнь, друзья, страна и все края земли,
и прекращается борьба, хоть сотни лет живи,
не воспрепятствует судьба течению любви.

#71 Пишет сергей сергей 21 НОЯ 14:16
замечательно, успехов на новом месте брянцем. этот кризис затяжной и не зря германия выплачивает дотации бизнесу пострадавших от пандемии соразмерно прибыли за 2019 год. в брянский глубинке даже и не слышали что так можно.

#70 Пишет утренний поезд утренний поез... 19 НОЯ 07:49
прожект- лидер просмотров, но только на комментах народ быстро сдохся, то ли аргументы не пляшут против фактов, то ли патриотов российского климата больше?

#69 Пишет из брянска из брянска... 18 НОЯ 08:11
Отвечая на сообщение
александр
да. государство таким оплачивает квартиру или комнату в общежитии, а на жизнь выплачивает от 400 до 500 евро в месяц. чтобы узнать, сколько это было бы в россии, с учётом финских цен, разделите на 2 как минимум. получите 200-250 евро. то есть безработный в финляндии может себе позволить примерно столько, сколько в россии можно себе позволить тысяч на 20. вы называете это жизнью?
я не ничего не говорю....
я просто сообшаю, что в 90-х среди молодежи было круто не работать и жить только на пособии...осознанный модный выбор, а не вынужденная необходимость...чем-то сродни движению хиппи....

#68 Пишет шел мимо шел мимо 18 НОЯ 07:45
Отвечая на сообщение
александр
да. государство таким оплачивает квартиру или комнату в общежитии, а на жизнь выплачивает от 400 до 500 евро в месяц. чтобы узнать, сколько это было бы в россии, с учётом финских цен, разделите на 2 как минимум. получите 200-250 евро. то есть безработный в финляндии может себе позволить примерно столько, сколько в россии можно себе позволить тысяч на 20. вы называете это жизнью?
добавьте, александр, меняются ли там каждые пять лет законы?
пожизненны ли там льготы у законников и аналогов нашего сената//
как живут местные богомазы?

#67 Пишет маркс маркс 18 НОЯ 07:40
Отвечая на сообщение
александр
потому что очень много времени убил, пытаясь адаптироваться к этой стране. и когда понял, что эмиграция была ошибкой, то мне было уже под 50. время упущено, активная часть жизни завершается. а от этой "самой счастливой страны" у меня нет ничего кроме депрессии и разочарования. 50 лет - не очень удачный возраст, чтобы начинать жизнь заново.
честно//и правдиво

#66 Пишет некто из тумана некто из тума... 17 НОЯ 23:41
Отвечая на сообщение
александр
как финны работают? да никак они не работают. у нас в городе половина вообще бех постоянной работы. а во что превращается центральная площадь города с пятницы вечера до утра понедельника -лучше не рассказывать. только теперь ещё к остаткам фаст-фуда, окуркам и лужам мочи добавились разбросанные повсюду маски..
ясное дело, что мусора все больше... россиян же все больше. там, где "наши" появляются - появляется и мусор. россия и мусорные кучи - понятия, к сожалению, неразделимые.

#65 Пишет вася вася 17 НОЯ 22:45
Отвечая на сообщение
александр
да. государство таким оплачивает квартиру или комнату в общежитии, а на жизнь выплачивает от 400 до 500 евро в месяц. чтобы узнать, сколько это было бы в россии, с учётом финских цен, разделите на 2 как минимум. получите 200-250 евро. то есть безработный в финляндии может себе позволить примерно столько, сколько в россии можно себе позволить тысяч на 20. вы называете это жизнью?
в россии пособие по безработице 5 тыр

#64 Пишет александр александр... 17 НОЯ 21:54
Отвечая на сообщение
из брянска
вообще то ещё с 90-х у молодых финнов зародилась мода жить на пособие и не работать...минимальный гарантированный доход типа...сейчас судя по постам это только расширилось
да. государство таким оплачивает квартиру или комнату в общежитии, а на жизнь выплачивает от 400 до 500 евро в месяц. чтобы узнать, сколько это было бы в россии, с учётом финских цен, разделите на 2 как минимум. получите 200-250 евро. то есть безработный в финляндии может себе позволить примерно столько, сколько в россии можно себе позволить тысяч на 20. вы называете это жизнью?

#63 Пишет александр александр... 17 НОЯ 21:51
Отвечая на сообщение
правда
а здесь их ждет рай на пенсии? вам не стыдно?
за что мне должно быть стыдно? а рая нигде нет. из финских пенсий следует сперва вычесть все расходы на квартиру, если она съёмная, или на квартплату, если человек живёт в частной квартире (таких меньшинство). в любом случае это будет приличная сумма. а оставшуюся сумму смело делите на 2, а то и больше. получите примерное соответствие русским пенсиям, т.к. уровень цен в этой стране зашкаливает. у меня знакомая русская проработала лет 20 на мясокомбинате в финляндии, успела купить квартиру. теперь получает пенсию около 1200 евро. из этого платит налог, правда с такой суммы он не должен быть большим, евро 100-150. квартплата и коммунальные услуги ещё евро 250. остаётся около 800 евро на жизнь. делите эту сумму на 2. получается около 400 евро. то есть в финляндии на 800 евро можно позволить себе примерно столько же сколько в россии на 400. то есть её реальные доходы соответствуют примерно 35 тысячам рублей в месяц. и зачем она уехала из россии? я не понимаю.

#62 Пишет александр александр... 17 НОЯ 21:45
Отвечая на сообщение
rt
если в финляндии вам так плохо, почему ты не вернешься в россию?
потому что очень много времени убил, пытаясь адаптироваться к этой стране. и когда понял, что эмиграция была ошибкой, то мне было уже под 50. время упущено, активная часть жизни завершается. а от этой "самой счастливой страны" у меня нет ничего кроме депрессии и разочарования. 50 лет - не очень удачный возраст, чтобы начинать жизнь заново.

#61 Пишет из брянска из брянска... 17 НОЯ 16:58
Отвечая на сообщение
маркс
грустно читать об этом- с одной стороны грызня оставшихся, с другой- сбежавшие в другой мир. самое противное то, что за светлое будущее никто бороться не желает, каждый мечтает получить его бесплатно и только для себя// а его не будет, светлого будущего, если напротив живет миллионер, а рядом- нищий, и нищих- большинство// нищая телом- нищаешь духом.
блаженны нищие духом ибо их есть царствие небесное

#60 Пишет из брянска из брянска... 17 НОЯ 16:52
Отвечая на сообщение
александр
полно здесь знакомых, которые приехали сюда на понтах. а теперь перебиваются здесь на пособие, стоят в очереди за бесплатной едой, экономят на воде и электричестве. и да, очень у многих дети спились и снаркоманились.
вообще то ещё с 90-х у молодых финнов зародилась мода жить на пособие и не работать...минимальный гарантированный доход типа...сейчас судя по постам это только расширилось

#59 Пишет правда правда 17 НОЯ 16:44
Отвечая на сообщение
александр
зачем вы о них сейчас рассказываете? расскажите о них лет через 20-30, когда они будут никому не нужными выброшенными на помойку безработными, их дети станут наркоманами, а сами они будут стоять в очередях за просроченной едой. тогда понтов у них поубавится. поверьте - такой финал для эмигранта гораздо более вероятен чем спокойная и счастливая старость.
а здесь их ждет рай на пенсии? вам не стыдно?

#58 Пишет вася вася 17 НОЯ 12:30
Отвечая на сообщение
rt
если в финляндии вам так плохо, почему ты не вернешься в россию?
нашему человеку везде плохо
снег - плохо, жара - плохо, засуха - плохо, дождь - плохо
Навигация по страницам

😀 😍 😛 😷 😡 👿 😖 💩 💋 🤮 🤑 🤫