Пять лет назад, в ноябре 2015, судья Советского районного суда огласил приговор бывшему губернатору Николаю Денину. Судебные заседания шли чуть больше месяца. Как журналист я была на всех. Помню свои ощущения: чисто психологически не было сомнений в оправдательном приговоре. Участники, свидетели, адвокаты шептались: вот наверняка было ж ещё что-то другое, за что можно было бы его посадить, если уж так хотели, но не за это, бред какой-то, дело шито белыми нитками. Что-то к чему-то притягивали, что-то из кого-то тянули. Но посадили именно за это – за незаконное выделение денег из резервного фонда на спасение нечужого Денину предприятия «Снежка». Видимо, нам со стороны не всегда зрима глубина процесса, серьёзность документов и аргументов.
Были мнения, что признай Денин свою вину, раскайся, пойди на сделку со следствием, - дали бы условно. Но Денин не признал вину и на всех заседаниях утверждал: это было комиссионное решение, деньги выделяются не одним человеком. А вот ответственность понёс он один – искупал вину в колонии в Клинцах.
Получила реальный срок и не признавшая вину Ирина Артуровна Левина. Долгие годы она возглавляла земельный комитет мэрии. Это была эпоха красивых и умных женщин в Брянской городской администрации. В пресс-службе – Елена Бубенок, в комитете по делам молодежи – Ольга Козеичева, в заместителях главы - Елена Ермакова. Ухоженные, воспитанные, компетентные, ни грамма хамства или хабалистости. Но тогда было такое время. Сейчас другое. Тем и интересна эпопея, которую пришла пора озвучить.
История с посадкой Денина вспомнилась не потому, что юбилей – 5 лет, а потому что после приговора вопросов было ой как много. Как и после изучения вердикта, который вынес Советский районный суд 15 октября 2020 года. Бывшему руководителю территориального управления Росимущества Ирине Левиной присудили пять лет лишения свободы, штраф в 200 тысяч рублей и консолидированный возврат суммы 9 миллионов 800 тысяч рублей.
Когда читаешь приговор Левиной, вопросов становится еще больше. Я решила их задать самому Сергею Чесалину, позвонила депутату областной думы, но получила отказ и совет: «Ну, напиши там без меня». А как без Сергея Фёдоровича, если 36 раз на 22 страницах нынешний председатель комитета областной думы фигурирует в документе? Так что вопросы остались висеть в воздухе.
А вот факты. Итак, за что посадили Ирину Левину? Ей вменяют в вину то, что она ввела в заблуждение Сергея Чесалина относительно стоимости объекта, который некая компания (ООО «Солнечный город») купила с официальных торгов за 29 официальных миллионов рублей. Он же знал о стоимости объекта в почти 42 миллиона и 12 миллионов заплатил налом.
История, о которой пришлось вспомнить всем участникам, произошла в 2013 году. На тот момент Ирина Левина – руководитель Росимущества. Сергей Чесалин – предприниматель, в областную думу он только собирался. Дмитрий Лазаренко – генеральный директор ООО «Норма». Это предприятие выиграло на торгах право быть площадкой для реализации арестованного имущества.
По материалам дела, к Левиной в Росимущество пришёл Чесалин и спросил, где бы прикупить какой объект. Ирина Артуровна отправила его к Лазаренко, сказала, что он будет знать, а она не знает. Дмитрий Лазаренко поделился с Чесалиным информацией, что на реализации через торги скоро будет площадка в Фокинском районе и что стоимость её почти 42 миллиона рублей, правда, часть надо будет занести наличкой.
Принять участие в торгах решило ООО «Солнечный город». Его учредителем числился Федор Токмаков. Во время судебного заседания он озвучил, что просто зарегистрировал предприятие, но хозяйственную деятельность не вёл. А попросил зарегистрировать ООО его друг – Тихон Шпиленок. Яркий представитель известной фамилии Тихон Игоревич был сокурсником и Фёдора Токмакова, и Сергея Чесалина по БТИ (сейчас БГИТУ), а с последним даже жил в одной комнате общежития.
Таким образом, желая получить торговый комплекс почти обанкроченного Александра Гавриша по проспекту Московскому, 40, «Солнечный город» принимает участие в торгах. Соперник был так себе, слабенький: ООО «Восстановление» - фирма принимает участие в аукционе, не делает ни одного шага и проигрывает. Её учредитель Филиппов Евгений Михайлович тоже родом из Клетни, как и Сергей Чесалин. Компания была создана в августе 2012 года, а ликвидирована в марте 2013. Поиграли – и хватит.
На площадке ООО «Норма» совершается сделка: официально ООО «Солнечный город» платит 29 196 049,80 рублей, как и положено безналом, за комплекс по пр. Московскому, 40. Ну и где здесь «введенный в заблуждение» Чесалин, если торги официальные? А вот оказалось, что Сергей Фёдорович недопонял суть и механизм торгов и посчитал, что 12 миллионов налички сверху - это «оплата части ранее оговоренной стоимости приобретаемого имущества». И занес их Чесалин Дмитрию Лазаренко, а принадлежали они якобы Алексею Платонову – другу-товарищу и партнеру.
А дальше - Александр Гавриш свой комплекс у кредиторов отвоевал, торги по его продаже были признаны недействительными, 29 миллионов вернулись на счета ООО «Солнечный город». А вот переданные 12 миллионов... Кто их пересчитывал? В чьих карманах они осели?
Шесть лет об этой истории её участники молчали. И вот - весна 2019 года. 27 марта друг Чесалина Алексей Платонов переступил порог отделения УМВД России по Брянской области с заявлением. Писал, что ему не вернули нал 12 миллионов. За какую услугу, за что именно он отдавал 12 миллионов, Платонов не уточнял - ведь это тянет на коммерческий подкуп. За один день по его заявлению было возбуждено уголовное дело. И закрутился маховик следствия.
Дальше всё со слов Лазаренко и Васильева – это подчиненный Левиной. Они да, брали деньги. Но отдавали всё ей, Ирине Артуровне. Лазаренко взял миллион двести, остальные отдал Васильеву, тот «отщипнул» себе за противозаконные действия миллион и отдал остальную сумму Ирине Артуровне.
Если смотреть со стороны: парни дали взятку, но она не сработала. Требуют вернуть назад – не отдают. И они идут в полицию.
Кстати, в приговоре так и написано про Чесалина «действовал в интересах предприятия «Солнечный город». И казалось бы зачем? Ведь ООО «Солнечный город» никакого отношения к Сергею Фёдоровичу не имеет. То есть совсем – ни в учредителях, ни в руководстве. Но это только на первый взгляд. На самом деле удивительное ООО не раз выигрывало на торгах собственность, которая потом – через пару-тройку лет – переходила в собственность родственников Сергея Чесалина.
Вот здание по Станке Димитрова, 42. Когда-то оно было собственностью ГУП «БрянскКоммунЭнерго». Но государственное предприятие банкротили и деребанили. И оно в кредитной массе было выставлено на торги. Реализация шла через ООО «Норма» Лазаренко. 25 декабря 2012 года – за полгода до истории с торговыми площадями по Московскому, 40 – этот объект через аукцион стал собственностью того же НЕчесалинского «Солнечного города». А вот дальше... В марте 2013 года здание покупает компания «Крона-Брянск» за 3 миллиона 194 тысячи рублей. (ИНН 3255056630, учредитель – мама Сергея Федоровича – Валентина Аркадьевна Чесалина). А в мае 2014 у мамы это здание перекупает ООО «КОНСТРАКШН ЛАЙН». Это предприятие Ольги Туруло, не жены, но мамы детей депутата Чесалина.
Аналогичная схема и с вот этим зданием того же погибающего в 2012 году ГУП «БрянскКоммунЭнерго». Володарский район, ул. Афанасьева, 18а. По торгам здание коммунальщиков забирает ООО «Солнечный город» 25 декабря 2012 года. Не проходит и полгода – в марте это здание перекупает опять «Крона-Брянск», а позже ООО «КОНСТРАКШН ЛАЙН».
Есть еще несколько адресов, здания по которым на торгах с площадки Лазаренко забирало ООО «Солнечный город», а через несколько сделок они становились собственностью семьи Чесалина. Умно? Хитро.
15 апреля 2019 года Ирину Левину поместили в СИЗО. Экс-чиновница обрела новый статус - обвиняемая в совершении преступления ч.4 ст.159 УК РФ. Год шло следствие. В августе 2020 года начался суд. О нем и ещё о судах Лазаренко – во второй части повествования. А то это не лонгрид, а прямо роман получается.
Мария Сергеенко
Обсуждение ( 17 комментариев )