Приближается 8 марта – день, в который почти каждая российская женщина ждет цветов, подарков и внимания. С распадом Советского Союза и почти насильственным вытиранием из памяти социалистической идеологии в нашей стране начали забывать, что это не столько гендерный праздник, основанный лишь на факте рождения девочкой, а именно Международный день борьбы женщин за свои права, появившийся в ходе сложных социальных процессов формирования западного демократического общества образца XX века. В связи с этим редакция «Городского» решила выяснить, как за рубежом складываются взаимоотношения полов в контексте приближающегося праздника. Для этого мы попросили нескольких девушек, покинувших в свое время Брянск и переехавших за границу, поделиться своими взглядами на то, каковы отличия отношений между мужчинами и женщинами в их странах в сравнении с Россией. А также действительно ли 8 марта – Международный женский день.
Первый рассказ мы посвятим стране, в которой, как считается, жила родоначальница этого праздника. Хотя это и не совсем так, поскольку Клара Цеткин просто вспомнила об американском опыте, перенесемся ненадолго в Германию.
Нашу собеседницу зовут Наталья. Она эмигрировала в Европу из Брянска в студенческом возрасте вместе с родителями, и живет в Штутгарте уже более 20 лет. Наталья вышла замуж также за эмигранта из России, вместе они воспитывают двоих детей.
- Подарки на 8 марта немецкие женщины не ждут. Они вообще мало что ждут от мужчин в силу эмансипации. При этом если и есть какие-то ожидания, то только от тех, с кем они состоят в отношениях. От посторонних мужчин или даже коллег по работе рассчитывать на подарки и внимание никто не станет, - рассказывает Наталья.
Что касается равноправия, то европейские женщины долго за него боролись. При этом, в сравнении с Россией, большой разницы в том, сколько женщин занимают руководящие посты нет. Существенное отличие есть в том, что германские компании вынуждены иметь в советах директоров женщин, чтобы выполнять предписание по процентному соотношению полов. Много женщин в политике. Как и в России, школами также, в основном, руководят дамы, но учителей мужчин немало.
Мы попросили Наталью охарактеризовать взаимоотношения полов на стадии знакомства и ухаживаний. Насколько безопасно делать девушке комплименты, учитывая все чаще звучащие обвинения в харассменте.
- Если адекватная женщина и адекватный мужчина – то все нормально. Сайты знакомств переполнены. Товарищей, любящих отношения «одноночки», любого пола тоже хватает. Опять же, ухаживание – да, приставание – нет. И если авансы со стороны мужчины расценены как грубое приставание, как домогательство, то размах может быть любым – от пощечины, до судебного разбирательства, - говорит наша собеседница.
Существенно отличаются в Германии от привычным нам представления о том, как должен поступить мужчина, если ему кажется, что женщине требуется помощь. Например, когда дама стоит в общественном транспорте или подходит к закрытой тяжелой двери.
- Тут вопрос в степени уровня эмансипированности. Моего папу однажды за уступленное в трамвае место пожилая фрау чуть зонтиком не приложила. Она не считала себя достаточно старой, чтобы ей предлагали место. Опять же, если есть какая-то связь между мужчиной и женщиной, хоть дружба, хоть один универ просто - придержанная дверь будет воспринята благосклонно. Возможно с удивлением, но благосклонно. Я люблю, когда мне придерживают дверь, помогают нести тяжелые сумки и уступают место. Но я не испытываю от этого гнетущего ощущения «ах, меня считают слабым полом и недооценивают». А есть слой леди, которые на этом зациклены, – рассказывает Наталья.
Права женщин, за которые в Германии очень долго боролись и борются, часто упираются в обычную физиологию и оказываются в тупике, потому что мужчины рожать пока не научились. Так что ситуация, когда жена сидит дома с детьми, а муж работает – более чем обыденная.
Отношения между полами в браке также имеют свою специфику. В частности, когда речь идет о семейном бюджете. У каждого есть свои счета до вступления в брак. Бывает, что пара решает их слить в один, но чаще – два счета, у каждого свой.
- Разделение проходит еще и на налоговом уровне: семья имеет общий налоговый класс равный восьми. Его делят между женой и мужем как 5 и 3 или 4 и 4 классы. 3-й облагается меньшим налогом в течении года. Поэтому часто семьи делят налоговые выплаты так: зарабатывающий больше берет себе третий класс, меньше – пятый. При близкой по уровню зарплате часто оставляют 4 на 4, - рассказывает наша собеседница.
Интересно, что для финансовой системы супругами считаются пары, просто живущие в одном домохозяйстве, но официально не зарегистрированные в качестве семьи. То есть так называемый гражданский брак не просто обыденность, встречающаяся сплошь и рядом. У многих из таких пар есть дети.
Большой приток мигрантов, которыми, кажется, россиян почему-то пугали больше, чем самих немцев, никак не сказался на взаимоотношениях мужчин и женщин, считает Наталья. Общество изредка возмущается, если люди другой культуры ведут себя особо вызывающе, но большого влияние на жизнь рядовых жителей Германии это не оказывает.
Бывшие россияне и выходцы из СССР, так или иначе, объединяются, живя в немецких городах. И уж если кто и поздравляет друг друга с 8 марта как просто женским днем, то это они.
- 8 марта в Германии это именно то, чем является. Это не праздник мам, бабушек и сестер, это не мимозы и тюльпаны, не повинность для всех мужчин по ублажению всех женщин раз в году. Это всемирный день женщин. Про Клару Цеткин идут передачи, вспоминают о движении феминизма, уточняют в передачах о мироощущении женщин и их поиске места в обществе. В общем – лишний повод поговорить о равноправии и истории. Никаких розовых соплей, - рассказывает Наталья.
Наша землячка рассказывает, что поначалу ей праздничной суеты вокруг 8 марта не хватало, хотя со временем привыкла. Ее отец по-прежнему поздравляет всех женщин в семье пирогом и цветами. Что же касается немцев, то они используют для выражения родственной любви День Матери – тогда и бабушкам, и мамам сполна достается нежностей.