Назначить заседание Комиссии по противодействию коррупции в Брянской области надо было не на 31 марта, как это заявляет пресс-служба региона, а на 1 апреля, что логичнее по сути обсуждения. Как только эту дату не называют: и День дурака, и День смеха – самое то для заверений чиновников на заседании. Судя по текстам провластных СМИ, «губернатор Александр Богомаз заявил, что власти всех уровней вместе с правоохранителями должны обеспечить эффективный контроль за расходованием бюджетных средств».
Заявить-то заявил, но на деле жители области видят другое. Бюджетные средства, которые выделяются за зарплату в системе образования, не всегда идут по назначению. Такой факт озвучили силовики в результате расследования уголовного дела по части 4 ст.159 УК РФ в отношении Игоря Афонина, бессменного депутата горсовета и директора Лицея №27, его сына Павла Афонина и коллеги Евгения Скоростецкого.
В материалах дела одним из заявителей фигурирует Евгений Французов. Журналисты редакции сайта «Городской» связались с ним с просьбой озвучить детали и подробности истории.
Индивидуальный предприниматель Евгений рассказал, что знаком с семьей Афониных очень давно: сразу после института работал в лицее №27 специалистом по обслуживанию здания. Работал официально, но позже ушел в собственный бизнес: «Ну как бизнес, собрал ребят, стали заниматься ремонтами, все официально оформил, налоги платил», - поясняет в разговоре Евгений. Как относительно близкому знакомому сын Игоря Анатольевича Афонина Павел в 2017 году предложил по-тихому «пристроить трудовую книжку». В телефонном разговоре пояснил: «Она будет работать, стаж для пенсии будет идти, зарплату будешь возвращать мне на карту сразу после поступления». Сумма в месяц была небольшая - чуть за десять тысяч рублей.
Евгений рассказывает: «В 2017 году я не вникал в эту историю. Позже у семейства Афониных появился домик на даче. Новый такой домик в садовом обществе «Дружба», это Снежетьский Вал, в 2018 году построенный. Нужна была отделка внутри. И Афонины обратились ко мне. Я просчитал сумму работ, затраты на стройматериалы, озвучил. Вроде, сошлись в цене. Афонин-папа сказал, что приёмкой работ будет заниматься он сам, а деньги получать через Павла. Ну ок. Со всеми заказчиками я работаю через договор. А тут… не понимаю, как так получилось, что с его стороны документы подписаны не были. Одним словом, работали без договора. Но схема была налажена: после получения аванса и зарплаты из Лицея №27 я сразу перекидывал деньги Павлу Игоревичу, а в день аванса и зарплаты для моей бригады деньги за работу мне поступали исправно».
Летом 2019 года Афонин-старший вызвал Французова в Лицей. Повод не назвал: «Надо поговорить». Оказалось, что в учебном заведении проходит проверка УБЭП регионального УМВД. Проверяли штатное расписание, выплаты, сборы денежных средств. С Евгением Афонины составили разговор о том, что именно надо говорить в полиции, кем он офрмлен в Лицее. Оказалось, что Евгений такой не один. По его словам, до 20 человек было приглашено в июле 2019 с тем, чтобы предварительно проговорить детали якобы работы. Доходило до того, что Афонины своим оформленным «липовым трудягам» показывали фотографии реальных сотрудников Лицея и знакомили – кто есть кто. Как ни странно, в июле 2019 года проверка показала, что всё в Лицее хорошо, законно и правильно.
В начале сентября 2019 года с оплатой работ на ремонте дачи впервые произошли задержки. Афонин-сын тогда жаловался Евгению Французову на безденежье: «Ты представляешь, пришлось полтора миллиона в ОБЭП занести, чтобы все чисто было, потом у отца выборы, на всё деньги нужны, потратились». Оплата труда ремонтной бригады не появилась до декабря 2019 года. Евгений заверяет: все перечисленные на его карту зарплаты из образовательного учреждения сразу переправлял сыну Игоря Анатольевича.
4 декабря 2019 года начальник ремонтно-дачной бригады решил поговорить с Игорем Афониным. На тот момент долг уже составил 580 тысяч рублей. Как вспоминает Евгений Французов, Игорь Анатольевич удивился, узнав про долг, возмущался, но по-прежнему не заплатил и даже пытался оспорить фронт работ. В суд идти без договора смысла не было.
Оплачивать работу Афонины отказались. 9 декабря 2019 Французову позвонил еще один заместитель директора Лицея Евгений Скоростецкий и сказал, что его (ну, не его лично, а трудовую книжку) уволили по статье. Два раза ещё пытался Французов составить разговор с Афониным. 3 февраля 2020 года Евгений написал губернатору области, рассказал всю историю с деньгами и левыми сотрудниками в Лицее, был один раз вызвал в управление региональной безопасности и даже получил из правительство ответ, мол, тема эта не исполнительной власти, а правоохранительных органов. Туда все материалы дела и были переданы. С февраля по август 2020 полицейские регионального УМВД работали над поиском беззакония в документах Евгения Французова. Он представил и всю переписку с Павлом Афониным по требованию вернуть ему полученную «левую» зарплату, и предоставил свидетелей из числа своей ремонтной бригады. Кстати, зарплату малярам и плиточникам Французов заплатил из своих. Не оставишь же людей без денег. Предоставил трудовую книжку, подсказал, кто ещё был оформлен также, как и он – просто по документам, сделал выписки из Сбербанк Онлайна. Позже Евгений удивлялся ответам из полиции: оказывается, что «нельзя провести полноценную проверку, потому что нет ответа из Лицея №27». И в августе 2020 года из Брянского регионального УМВД пришел отказ в возбуждении уголовного дела: в действиях Афониных преступления не обнаружено.
Тогда же - в августе 2020 – этими фактами заинтересовались в ФСБ. Тот же самый пакет документов, который был в Правительстве области и у полицейских, стал основанием для работы подчиненных Александра Бортникова. И всего за месяц нашлось подтверждение всем фактам «финансовых игрищ с подставными лицами» сразу у трех сотрудников Лицея №27. И чеки, и переписка, оказывается, были реальными доказательствами и основаниями незаконных действий Игоря Афонина, его сына Павла и коллеги Евгения Скоростецкого. 21 декабря 2020 года они были задержаны и позже отправлены под домашний арест.
Евгений Французов уточнил: «За мою работу Афонин должен 580 тысяч рублей. Но они уверены в своей безнаказанности и вседозволенности. Сейчас им, конечно, не хочется мне платить, но все равно придется. Игорь Афонин нанял одного из самых дорогих адвокатов Брянска – Ольгу Белову, не думаю, что сумма оплаты труда ей будет меньше, чем возвращение долга мне. И еще у меня есть уверенность, что это не единственное уголовное дело руководителей Лицея №27».
На сегодня некоторые силы пытаются выставить Евгения Французова чуть ли не вымогателем денег у «белого и пушистого» директора успешного Лицея, депутата представительного органа Брянска всех созывов с 1996 года, активиста «Единой России» и кстати - действующего народного избранника.
Но, как говорит Евгений Французов, это еще никто не проверял закупку мебели не одним лотом через аукцион, а по договорам, не вникал в схемы получения денег из разных бюджетов на одну и ту же положенную плитку. Почему-то в части руководителей департамента образования не проводятся полноценные проверки на коррупционную составляющую.
Так что – на наш взгляд – правильнее проводить заседание Комиссии по противодействию коррупции в Брянской области именно 1 апреля. Чтобы потом, когда всплывут многочисленные факты такого странного расходования бюджетных средств, улыбнуться и сказать: ой, да тогда про контроль мы просто пошутили!