Обещанной пристройки к Брянскому драмтеатру придется подождать

7963 5
Общество
Обещанной пристройки к Брянскому драмтеатру придется подождать
Проектно-сметная документация еще только в стадии подготовки

Сайт телеканала «Городской» уже сообщал, что в Брянском областном театре драмы имени Алексея Константиновича Толстого началась долгожданная замена светового и звукоусилительного оборудования, которое необходимо для обеспечения качественной работы творческих коллективов. Кроме того, областной театр драмы ждет строительства пристройки. Это необходимо для модернизации остальных его помещений. Однако по-прежнему неизвестно, когда будет готова вся необходимая документация, будут ли учтены пожелания труппы и разрешат ли возведение пристройки к нынешнему зданию, которое является объектом историко-культурного наследия. Строительство начнется, в лучшем случае, в 2021 году. Об этом и не только в интервью корреспондента сайта телеканала «Городской» с директором Брянского театра драмы Андреем Саликовым. 

- Андрей Викторович, в феврале исполнилось три года, как вы возглавили Брянский театр драмы. Какие первоочередные проблемы, не требующие отлагательства, по хозяйственной части, кадровой, может быть, пришлось вам решать и что удалось сделать за это время?

- Конечно, в самом начале был проведен мониторинг общего положения театра, достижений, первоочередных проблем. Постепенно обозначился круг задач, которые пришлось решать практически в ручном управлении. Ведь театр - очень подвижный, живой организм и его состояние меняется очень стремительно. Объективную оценку состояния театра можно получить по отзывам постоянных наших зрителей, приглашенных театральных деятелей, критиков, коллег из других региональных и ведущих театров нашей страны и, конечно же, коллектива нашего театра. Можно отметить, что за прошедший период удалось осуществить немало театральных проектов. Брянский театр драмы им. А.К. Толстого за прошедший период существенно расширил географию гастролей. Участие в Федеральной программе «Большие гастроли» и поддержка Федерального центра поддержки гастрольной деятельности позволило организовать гастроли в Севастополе, Кургане, Саранске. В рамках «Больших гастролей» на сцене нашей драмы выступил ведущий театр страны - Государственный академический Малый театр. При поддержке Правительства Брянской области состоялись гастроли в Витебске, Могилеве, Гродно, Гомеле Республики Беларусь, Орле, Чите и других городах.

В театре значительно обновился репертуар. Это и классические постановки, и спектакли с новыми режиссерскими находками.

Отрадно, что за эти три года была проделана большая работа по продвижению международного фестиваля «Славянские театральные встречи», давно ставшего культурным символом Брянщины. В этом году он состоится уже в 25-й раз. А в прошедшем году мы отмечали его 30-летие. Состав участников фестиваля существенно расширился. Формат встреч приобрел новые очертания, открылись новые возможности, новые площадки, встречи с новыми коллективами и выдающимися театральными деятелями.

Конечно же, невероятным, масштабным событием стал Международный славянский фестиваль «Театр+». Жителям и гостям Брянщины он предоставил уникальную возможность увидеть лучшие спектакли ведущих театров.

На сцене Брянского театра драмы были показаны лучшие спектакли по произведениям классической и современной драматургии в постановке прославленных театральных коллективов из Москвы, Новосибирска, Гомеля, Орла, Минска, Донецка, Луганска.

Для зрителей была подготовлена насыщенная программа и яркая афиша. Среди участников фестиваля два театра – обладатели национальной театральной премии «Золотая Маска»: Московский театр юного зрителя – главный режиссер Кама Гинкас со спектаклем «Скрипка Ротшильда» с участием народных артистов России Игорем Ясуловичем и Валерием Бариновым; и Академический молодежный театр «ГЛОБУС» из Новосибирска.

Знаковыми событиями фестиваля стали спектакли: Российского академического молодежного театра (Москва), Государственного театра киноактера (Академия кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова (Москва), наших постоянных друзей из Беларуси: Национального академического театра им. Я. Купалы (Минск) и Заслуженного коллектива Республики Беларусь Гомельского областного драматического театра.

Особое внимание было оказано осуществлению культурных контактов и сотрудничеству с театральными коллективами Донецка и Луганска. На сцене Брянского театра зрители увидели лучшие постановки Луганского академического драматического театра им. П.Луспекаева, Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра им. М.М.Бровуна.

В рамках программы фестиваля прошли «круглые столы» с участием ведущих театральных критиков: профессора, доктора искусствоведения, заведующей кафедрой театра и сценических искусств колледжа «Голдсмит» Лондонского университета Марии Шевцовой, доктора филологических наук, разработчика научно-практических курсов в высших учебных заведениях по культурологии, этнопсихологии, востоковедению, кино и театру Ирины Багратион-Мухранели; режиссера Московского ТЮЗа, лауреата Государственной премии Российской Федерации, театральной премии им. К.С. Станиславского, премии им. Михаила Туманишвили «За совершенство в искусстве», премии «Триумф», «Золотая маска», «Чайка», «Хрустальная Турандот» Кама Гинкаса, а также мастер-классы для актеров заслуженного артиста Российской Федерации, артиста театра и кино, режиссера Игоря Яцко.

Прошедший Год театра предоставил Брянскому театру драмы им. А.К. Толстого дополнительные возможности для решения наболевших проблем материально-технического состояния. Остроту проблемы технического состояния закулисной части не однократно подтверждали специалисты гастролирующих на сцене Брянского театра коллективов, как ведущих театров страны, так и региональных.

В 2019 году нам удалось выполнить работы первого этапа модернизации постановочного освещения. Финансовые средства на проведение работ были выделены лично по решению губернатора Брянской области. Даже эти работы, безусловно, сказались на обеспечении стабильной работы осветительного оборудования в зрительном зале театра во время проведения спектаклей и других мероприятий. Очень надеемся, что в ближайшее время работы по модернизации постановочного освещения второго этапа будут продолжены и затронут уже сценическое пространство. Проведение запланированных работ по модернизации существенно изменит состояние художественно-постановочного освещения и создастсовременные технические возможности театра.

В прошлом году автопарк театр существенно обновился. До настоящего времени имеющийся в театре транспорт имел предельный физический износ и не позволял осуществлять безопасную перевозку коллектива театра к местам выступлений на выездных площадках; отсутствовал грузовой транспорт для перевозки декораций.

Теперь наш театр укомплектован надежным и достойным автотранспортом: комфортабельным микроавтобусом, грузопассажирским транспортом, автобусом на 19 пассажирских мест.

- Театральное искусство живо экспериментами – удачными и не очень. Оно развивается и порой требует новых технических решений и технологических возможностей. Полет фантазии режиссера, его творческий замысел порой сталкивается с невозможностью осуществить все задуманное на сцене по причине как раз отсутствия таких возможностей. Здание Брянского театра драмы полноценно не реконструировалось, как было заявлено, с 1949 года, то есть на протяжении 70 лет. В этом разве не было потребности раньше? Или не было инициативы? Или, как обычно, все упиралось в отсутствие денег?

- Вообще здание театра было построено в 1926 году. Вы, наверное, знаете, что в 1943 году после освобождения Брянска, буквально на следующий день, прогремел злополучный взрыв, который разрушил достаточно значительную часть театра. Около пяти лет шло его восстановление, и в 1949 году его открыли, хотя и на тот момент он не в полной мере соответствовал, судя по архивным документам, всем требованиям для осуществления театральной деятельности. Тем не менее, будет, наверно, неправильно утверждать, что за все это время вообще никакой реконструкции не проводилось. Были внутренние изменения, например, по сценическому оборудованию в 70-80-е годы.

Что касается капитального ремонта, то в 2008 году его удалось провести в зрительном зале. Но ни в коей мере не были затронуты сценическое пространство, помещения, приспособленные для работы художественной части театра. Вы правильно заметили, что за это время существенно изменились требования, в том числе по постановкам, по задачам, которые ставят художники, режиссеры. И подчас наш театр не может выполнять все эти условия. У нас планшет сцены, который долгое время не менялся, находится в удручающем состоянии. Штанкетное хозяйство, верхняя и нижняя механика – все это рабочее, но тоже устарело и физически, и морально. На это обращают, конечно же, внимание приглашенные театры, причем не только ведущие федеральные, но и наши соседи.

Благодаря поддержке областных властей, сейчас у нас решается ситуация по свету. Я очень надеюсь, что в этом году мы завершим первый этап и приступим ко второму – именно модернизации сценического света, что существенно изменит историю, связанную с постановкой новых спектаклей и текущего репертуара.

Что касается вообще театра, то не хватает полноценных условий для актеров – гримерных комнат, места для художественно-постановочной части, поэтому уже не в первый раз поднимается вопрос по дополнительным помещениям, о полноценной пристройке к театру.

- Как заверил глава региона в декабре 2019-го, во время закрытия Года театра, ее возведение планируется. Что это будет за здание по своим функциональным возможностям? Что там разместится? Каковы предполагаемые сроки реализации проекта? Сейчас в какой он стадии?

- Существующая территория Брянского театра драмы практически не изменилась с 1926 года, и во дворе уже когда-то было здание, в котором располагались мастерские и проживали работники театра – художники и актеры. Были попытки в 70-е и 80-е годы восстановить это здание. И мы вновь подняли эту проблему.

Сейчас некоторые декорации мы вынуждены хранить под открытым небом, часть реквизита выносим во время спектаклей на улицу. Все это может происходить и в снег, и в дождь. Это недопустимо. Более того, объем идущего репертуара не позволяет нам хранить все это на улице. Все это объясняет инициативу всего коллектива по решению созревшей проблемы. Предложение о необходимости возведения пристройки поддержал председатель Союза театральных деятелей России Александр Александрович Калягин, народный артист России, актер МХАТ им.М.Горького, наш земляк Михаил Владимирович Кабанова и губернатор Брянской области Александр Васильевич Богомаз. В настоящее время театр предоставил специалистам техническое описание параметров необходимых помещений пристройки и исходящие документы. Технические возможности, особенности и варианты реализации данного проекта прорабатываются специалистами Управления капитального строительства Брянской области.

Мы очень надеемся, что специалисты найдут возможные варианты строительства пристройки к зданию театра драмы. Пристройка позволит увеличить служебную часть – путем строительства во внутреннем дворе пристройки к основному зданию с цокольным этажом.

В пристройке планируется разместить цеха (декорационный, бутафорский, реквизиторский), склады для декораций, в высвободившихся помещениях планируется разместить оснащенные и удобные гримуборные для актеров, малую сцену. Завоз декораций планируется в арочный проезд здания и пристройки. Высвободившиеся цеха позволили бы освободить закулисную часть от хранящихся декораций, реквизита, мебели и использовать эти помещения по назначению при подготовке и выпуску спектаклей.

Пристройка конечно же должна предусматривать сохранение архитектурного облика здания, оснащение необходимым специализированным оборудованием. Долгожданная пристройка к зданию театра - само по себе станет историческим событием и позволит создать полноценный театральный комплекс, увеличив полезную площадь и изменив инфраструктуру театра, как в зрительской части, так и в служебной.

Сейчас самое главное, как отметил губернатор, правильно разработать проектно-сметную документацию, учитывая все потребности и пожелания театра, требования действующего законодательства. Срок разработки проектно-сметной документации, согласования, проверки потребует время. Производство строительных работ, как нам обещают, произойдет достаточно в короткие сроки. Реальные сроки выполнения всех этапов работ смогут определить, конечно же, специалисты.

- Андрей Викторович, нет ли опасений, что проект может не осуществиться?

- В настоящее время у нас нет опасений, что волевое решение Губернатора о строительстве пристройки будет реализовано. Самое главное, что мы почувствовали, как подключились к решению насущной проблемы, заинтересованные руководители, специалисты различных ведомств. Это вселяет уверенность в успех и дарит коллективу театра надежду на положительный результат.

- За эти три года в творческой биографии брянской труппы появилось немало ярких страниц. Это и незабываемые премьеры, и гастроли, и проекты, и акции. Какие, на ваш взгляд, стали самыми запоминающимися и важными?

- Премьеры, конечно, всегда долгожданны для коллектива театра. Это как новый вдох. От них мы ожидаем новых эмоций, впечатлений и новой реакции зрителя, который постоянно ждет от Брянского театра драмы новых веяний и неожиданных прочтений. За этот период у нашего театра появились и яркие премьеры. Это спектакль «Кириллин день», поставленный по трагедии А.К.Толстого «Смерть Иоанна Грозного», режиссер А.М. Слюсаренко.Брянский драматический театр в течение своей истории неоднократно обращался к творчеству выдающегося русского поэта золотого века, имя которого он с гордостью носит. В разные годы на сцене театра были поставлены многие драматические произведения А.К.Толстого и инсценировки его прозы. «Кириллин день» - это особая дань любви и памяти русской литературе, русской поэзии, русской культуре и русской истории. Пластический спектакль «Любовное наваждение» режиссер В.Беляйкин. Это абсолютно новый опыт для нашего театра, пластическое решение, эмоции которые передаются без слов и больше ничего лишнего.

Спектакль «Бесконечный блюз, или Говори со мной словно дождь», режиссер А. Троянова, стал победителем Всероссийского открытого конкурса по поддержке молодой режиссуры и современной драматургии Министерства культуры Российской Федерации.«Любовь в стиле БаRocко», режиссер А.Баркар, спектакль по рассказам В.Шукшина «Люди добрые» режиссер А.Доронин.

В этом сезоне в канун Нового года мы порадовали юного зрителя уже не новым для нашего театра музыкальным спектаклем – мюзиклом «Отважный щенок Бенджамин», в создании которого приняли участие брянский композитор Александр Стрекалов, современный белорусский драматург Елена Атай, режиссер Анатолий Слюсаренко, балетмейстер Ирина Антипова и художник-постановщик заслуженный деятель искусств России Александр Малыгин. Причем положительные отзывы продолжают поступать, просьбы поставить в афишу. Мы запланировали это спектакль в гастрольной афише по городам и районам Брянской области.

За последнее время у нас появилось очень много важных проектов. Один из них «Театр в 360° Новый взгляд». Разработана одна видеоэкскурсия, которая пользуется популярностью. Она позволяет заглянуть за кулисы театра, побывать в гримерных, в декорационном, бутафорском, реквизиторском цехе.  Можно увидеть все, что скрыто от глаз зрителя, часть магии создания театральных постановок. Кроме того, мы сделали запись в 360° нашего спектакля «Любовное наваждение». И судя по большому количеству подписчиков, он тоже привлек к себе внимание нашего зрителя.

Театр открыт для людей, которые постоянно ищут и дарят своё творчество, своё искусство другим. Мы уже три года организовываем на площадках театра выставки художников. Прошла замечательная атмосферная выставка акварелей «Чистый четверг» Максима Паниковского, выставка костюмов известного в театральных кругах театрального художника Андрея Климова. Сейчас у нас работает выставка молодого фотохудожника Ксении Филоновой «По ту сторону занавеса». Она посвящена работникам театра, которых обычно не видит зритель, но без которых театр немыслим.

Театр драмы реализует совместные проекты с нашими партнерами – Брянским государственным университетом «Литературные чтения», участвуем в литературно-театральном фестивале «Мы придем к вам сквозь время…». Это и проекты для студентов, учащихся «Театр для молодых и о молодых», в рамках которого мы показываем спектакли на актуальные темы для молодежи, затрагивающие жизненные принципы, а затем проходит общение и обсуждение с актерами, режиссерами. Это привлекает нового зрителя. Замечательный проект «Классика в классы» для школьников. За счет средств областного бюджета нам на протяжении трех лет вместе с отделением Союза театральных деятелей удается реализовывать социальный проект «Театр жизни», который предназначен для пожилых людей, инвалидов, маломобильных людей. После выхода на пенсию у старшего поколения наблюдается дефицит общения, утрата активных социальных связей. Мы организовываем посещение театра через социальные службы этих людей на наши лучшие спектакли в удобное для них время. И в этом году на них побывали более двух с половиной тысяч зрителей этой категории. Это очень важно, поскольку в силу своего возрасте или из-за болезни эти люди оказываются социально малоактивны, и таким образом мы стараемся им помочь, это дополнительный стимул к яркой и насыщенной эмоционально жизни. Третий год мы реализуем благотворительный проект «Новогодний хоровод». В канун нового года совместно с неравнодушными спонсорами приглашаем на новогоднюю сказку ребят из детских домов, приютов и социальных центров Брянска и области, в том числе с тяжелыми заболеваниями, инвалидов.

- Андрей Викторович, а принято ли говорить в актерской среде, в творческом коллективе брянского театра о неудачных спектаклях, они умирают как-то сами по себе и незаметно для зрителя исчезают из репертуара?

- Творчество не защищено от каких-то просчетов, ошибок. Театр – это живой организм. В ходе обсуждения и с театроведами, и театральными критиками мы принимает то или иное решение, как поступить со спектаклем. Но главный цензор всегда был, есть и будет наш зритель. Брянский театр –региональный, и поэтому у нас не бывает таких экспериментов, какие происходят на подмостках наших столиц - Екатеринбурга, Москвы или Санкт-Петербурга. Все-таки брянский зритель склонен к традиционному театру – это классический, в том числе и современный. У нас есть современные прочтения классических пьес, тот же спектакль «Не в свои сани…» .А есть спектакль «Игроки», 100 показ которого состоялся в прошлом году. Эта постановка за 10 лет снискала любовь зрителей на площадках нашей страны и неизменно привлекает внимание критиков и театральной общественности. Главная составляющая успеха - великолепная литературная основа, но и конечно же работа постановочной группы: постановка и музыкальное оформление - заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл Юрий Ильин, сценография и костюмы - заслуженный деятель искусств РФ Александр Малыгин

- Не жалуетесь на угасание интереса брянского зрителя к постановкам? По вашим наблюдениям, в зале много молодых лиц, востребован ли театр у молодежи?

- Могу отметить, что именной год добавил театру популярности. Прошедший Год театра придал какой-то дополнительный импульс. Зрительская активность ощутима как никогда, радуют заполненные залы. У нас увеличилось количество зрителей, заметно подросли онлайн-продажи, а такие покупки, как мы понимаем, делает зритель среднего возраста и молодежь, поэтому можно говорить о том, что обновление и омоложение аудитории происходит.

- Андрей Викторович, мои знакомые время от времени жалуются, что не могут, не успевают купить билеты на спектакли. Свежий пример – предстоящие гастроли МХАТА. Понятно, что театра такого уровня в Брянске еще не было, поэтому интерес так велик. Тут, что называется, не успел – так опоздал. Билеты раскупаются, как горячие пирожки, даже несмотря на их сравнительную дороговизну. В связи с этим вопросы. Кто определяет ценовую политику? Что такие гастроли приносят в бюджет театра?

- Все что касается цен на спектакли Брянского театра драмы, то на протяжении трех лет они не меняются ни на премьерные, ни на спектакли текущего репертуара. Это наша принципиальная позиция. Что касается приглашенных на нашу площадку коллективов, в том числе театров, то диктует цены организатор гастролей. Нам ставят определенные финансовые условия, которые мы обязаны выполнить. В противном случае театр несет серьезные финансовые потери. Если говорить о востребованности билетов, то появился определенный дефицит на некоторые спектакли, в том числе и нашего репертуара. Это радует, а с учетом онлайн-продаж в течение десяти, например, дней мы понимаем, что какой-то спектакль уже продан, хотя состоится он, допустим, в следующем месяце. По фестивальному опыту скажу, что в прошлом году билеты на ряд постановок расходились буквально за считанные дни с начала открытия онлайн-продаж. Это подтверждает, что театр востребован. Кстати, за три года у нас побывали и Малый театр, и Центральный академический театр Российской Армии, Московский театр юного зрителя, и Новосибирский академический театр «Глобус» и другие ведущие театры. Вот теперь МХАТим.М.Горького. На наш XXV фестиваль «Славянские театральные встречи» также ожидаем именитые и завоевавшие интерес в театральном мире коллективы.

- А если в целом – насколько театр драмы в Брянске, спрошу осторожно, самоокупаем? Или же без дотаций на те или иные постановки не обойтись?

- Априори государственный театр, я сейчас говорю про региональный, не коммерческое предприятие. В государственном задании для театра определено количество постановок, которое необходимо выполнить, количество зрителей и внебюджетных средств. С каждым годом у нас увеличивается часть заработанных внебюджетных средств, которые мы опять же используем на развитие театра, на новые постановки, новые проекты. Поэтому о самоокупаемости говорить нельзя. Даже федеральные театры, причем отличающиеся существенной поддержкой государства, не преследуют цель зарабатывать во что бы то ни стало.

- Минувший Год театра подарил хорошую новость для театралов. С 2019 года вновь ежегодным стал фестиваль «Славянские театральные встречи». Как идет подготовка к нему в этом году? Это будет уже опробованный формат «Театр +»?

- Международный славянский фестиваль «Театр+» стал действительно масштабным событием. Предоставил уникальную возможность увидеть лучшие спектакли ведущих театров Москвы, Новосибирска, Гомеля,

В рамках фестиваля прошли «круглые столы» с участиемведущих театральных критиков, искусствоведов, экспертов России, Белоруссии, Великобритании. В просветительство, дискуссии были вовлечены практически все учреждения культуры. Библиотеки, музеи, концертные залы стали своего рода театральными подмостками, мастер-классами, лекториями. Все способствовало не только знакомству зрителей с интересными коллективами, но и повышению мастерства актеров брянских театров.

В этом году оргкомитет принял решение сохранить формат именно театрального фестиваля с его первоначальным названием «Славянские театральные встречи». В 1989 году – (это год создания фестиваля) главная идея фестиваля была актуально – эта идеясверхактуально и сейчас. Это подтверждает не только политическая обстановка, но и ситуация в театральном сообществе. Славянские театральные встреч вне политики могут как никто и ничто объединить и людей, и искусство.

- Андрей Викторович, а когда наша драма созреет и дерзнет замахнуться на главную национальную театральную премию «Золотая маска»?

- Сложно сказать, и не знаю, насколько нужно стремиться к этому. Есть очень много нюансов с присвоением этой премии. Мы участвуем в заявочной кампании уже на протяжении двух лет. Получаем ответы, что рассмотрено и что заинтересовало. Так что не могу сказать, когда это произойдет. Все зависит от различных обстоятельств, в том числе не всегда объективных.

Могу сказать одно, Брянскому театру драмы им.А.К.Толстогоесть чем гордиться, есть о чем мечтать, есть традиции, опыт поколений, чтобы воплощать самые дерзновенные мечты. Есть зрители, для которых театр каждый вечер раскрывает свои двери. А главное – есть люди, которые с любовью и профессионализмом этому Театру служат.


Читайте также


Обсуждение ( 5 комментарий )
#5 Пишет Телепат | 26 ФЕВ 10:56
Отвечая на сообщение
Мария
Хотелось бы ещё каких-то расследований
Расследования начнутся когда пристройку не построят

#4 Пишет Мария | 26 ФЕВ 10:17
Хотелось бы ещё каких-то расследований

#3 Пишет Мария | 26 ФЕВ 10:17
Как приятно читать большие материалы. А вдвойне - про культуру.

#2 Пишет Антоний | 26 ФЕВ 09:33
Городской, побольше пишите!

#1 Пишет Антоний | 26 ФЕВ 09:33
Ого! Большая статья! Приятно такое читать:-)
Навигация по страницам