Чем, помимо прочего, известен Моссад? Тем, что эта служба физически ликвидировала врагов Израиля, причем не скрывая своей причастности к уничтожению нацистов или террористов. Но была операция, когда Моссаду поручили не уничтожить, а доставить в Тель-Авив одного из самых разыскиваемых Израилем военных преступников – Адольфа Эйхмана, лично ответственного за массовые убийства евреев в годы Второй Мировой войны. Именно об этом и снят шпионский фильм «Операция «Финал», главные роли в котором сыграли Оскар Айзек и Бен Кингсли.
Эйхман избежал трибунала в Нюрнберге, который, наверняка, приговорил бы его к смертной казни. Как и многие другие нацисты, он долгое время скрывался под вымышленными именами, а затем перебрался в Латинскую Америку, снова сменив имя и устроившись работать простым электриком на завод по производству автомобилей «Mercedes» недалеко от Буэнос-Айреса. При этом Эйхман не терял связей с другими нацистами, осевшими в Аргентине.
Когда израильтяне узнали о местонахождении человека, виновного в Холокосте, они решили выкрасть его из Аргентины, чтобы судить. Моссад организовал очень дерзкую операцию, в ходе которой рисковал разжечь нешуточный международный скандал, который, в конечном итоге, все-таки произошел – ведь действовали разведчики тайно и нелегально на территории другой страны, что впоследствии открылось. Но победителей, как говорится, не судят.
К сожалению, фильм, снятый по этим событиям, оказался не настолько захватывающим, как сама история проведения операции, описанная в открытых источниках. Сюжетно он очень похож на картину Бена Аффлека «Операция «Арго» (16+), в центре которой - эвакуация американцев из Ирана, но режиссеру «Финала» Крису Вайцу не хватило того драйва, который был у Аффлека, когда он снимал свой фильм. Проигрывает он и в портретном сходстве. Если в «Арго» даже второстепенные персонажи были как две капли воды похожи на свои прототипы, то узнать в Бене Кингсли Адольфа Эйхмана можно только при очень большом желании.
У Криса Вайца получился довольно странный фильм. Как странен, собственно, и выбор его самого на роль режиссера, в послужном списке которого в качестве режиссера, продюсера и сценариста очень разные по жанру картины – от грубых комедий типа «Американского пирога» (16+) через спин-офф «Звездных войн» «Изгой-один» (16+) к размеренной академической малобюджетной научной фантастике «Перспектива»(18+).
В «Финале» Вайц не столько акцентируется на экшне и сложности операции, сколько на рефлексии героев относительно их прошлого и настоящего. Но эта психологическая подоплека, мотивы и переживания персонажей, оказываются подчас слишком выпуклыми и очевидными, отчего кажутся навязываемыми, у одних, и совершенно невразумительными у других. Например, Эйхман у него выглядит скорее не жестоким идейным убийцей, а обычным человеком со своими слабостями. Глубинные мотивы его поступков, от расстрелов евреев до все-таки согласия ехать на суд в Израиль, режиссер не раскрывает, ограничившись схематичным объяснением, укладывающимся в логику истории и повествования.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 16+