В минувшую субботу в прокат вышла новая, третья по счету полнометражная картина Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Премьеру, вопреки привычному алгоритму, выпустили на большой экран в субботу, а не в четверг. Особое внимание ей уделил «Первый канал», активно анонсировавший не совсем форматный для него фильм. Корреспондент «Городского» побывал на одном из первых показов картины в Брянске.
Назвать это произведение иначе как «сказка» не поворачивается язык. К этому подталкивают и дворцовый интерьер поместья, где разворачивается действие фильма, и сказочные платья главной героини, выполненные грузинским дизайнером Гвасалия и отсылки к другой картине Литвиновой «Последняя сказка Риты» - главную героиню фильма, роль которой исполняет сама режиссер, зовут Маргарита.
Определить эпоху и место нахождения Северных полей, где проживает клан, частью которого мы будто становимся на 2 часа, непросто. В типичной для режиссера манере в фильме смешались времена и страны. В самом начале картины складывается впечатление, что действие происходит несколько веков назад, в мире, где властвуют волшебные законы, однако на протяжении фильма зритель узнает о существовании самолетов, стюардесс, телефонов и метро. Озадачивает эпизод, в котором Маргарита, начинает очередной год на крыше под звук кремлевских курантов. Речь о современной в России? Или это мир, параллельный нашему? Ответа автор не дает.
Самый яркий образ картины – сама Рената Литвинова, сыгравшая роль Маргариты и заслонившая всех остальных персонажей, кажущихся на ее фоне жалкими, неполноценными и не способными на отдельное существование. Не зря слоганом к картине автор выбрала фразу «Когда царит великий матриархат». Однако речь пойдет не о власти женщин – в Северных полях правит одна Маргарита.
Она возглавляет влиятельный клан, меняет роскошные платья и постоянно ждет. Звонка, визита оставшегося за кадром (а возможно и не существовавшего) любимого, взросления внука, возмужания сына. Но годы идут, неизвестный любимый не приходит, а с кровью всех мужчин семейства «что-то случается» - на протяжении долгих лет душой они остаются детьми, неспособными взвалить на себя бремя ответственности за семью.
Начинается картина с очень пасторальной картины – большая семья встречает Новый год в красивом огромном доме. У клана есть особый дар – 13 (или 25) час, который позволяет всем членам семьи избежать смерти. Однако горе очень быстро разрушает волшебную сказку – невеста сына Маргариты, роль которого исполняет брянский актер Антон Шагин, погибает в рухнувшем самолете. В отчаянии юноша женится на ее сестре и это становится началом конца.
Гниют поля, принадлежащие семье, а в них – сундуки с деньгам домочадцев. Один за одним гибнут члены семьи, ветшает их дом, на грани нелюбви , зависимости и даже ненависти родителей взрослеет внук Маргариты Хьюго, разрушая ее очередные надежды на появление нового предводителя клана, в Северные поля приходят темные времена, где один правитель сменяет другого. Чтобы остановить полет в бездну и освободить любимого сына от уз нелюбви героиня готова на крайние меры.
Особую атмосферность и глубину картине придает музыкальная аранжировка, написанная лучшим другом Литвиновой – Земфирой. Один двухминутный отрывок, где героиня, совершив убийство, едет сквозь снегопад под саундтрек «Злой человек» заставляет сжиматься сердце и оправдывает два часа времени, потраченные на картину. А уже знакомый многим «Крым» на фоне титров, вынуждает взглянуть внутрь себя и сформировать свое собственное, единственно верное восприятие нового фильма Ренаты Литвиновой.