Сегодня вспомнился этот замечательный фильм «Крепкий орешек: Возмездие». Из всех «орешков», он, то бишь третий, мне нравится больше всех, если не считать первый, как эталонный. И на то есть масса причин - от практически идеального сценария до прекрасной работы актеров, и все это в весьма масштабной постановке. А еще можно долго говорить об операторском мастерстве, работе каскадеров и пиротехников, и, конечно, хорошей музыке – открывающие планы идут под песню Джо Кокера, например.
Но чем хорош именно третий фильм серии - это большим количеством на первый взгляд неочевидных идей, которые авторы пытаются донести до зрителя. Тем для размышлений здесь предостаточно, и одна из них - проблема расизма, причем расизма наоборот.
Герой Джексона всю первую половину хронометража постоянно бьет себя в грудь, заявляя, что это «не его война», а разборка белых, в которую его втянули. Он всячески подчеркивает свою «черность», пока у героя Уиллиса не лопается терпение и он не обвиняет его… в расизме.
- Знаешь что? Ты расист! Да-да, ты - расист! - открытым текстом говорит Джон Макклейн афроамериканцу Зевсу.
К тому моменту герой Джексона действительно порядком достает зрителя своими программными заявлениями о том, что белые вечно притесняют черных. На что Уиллис выдает тираду в том ключе: «Тебе конкретно что белые сделали? Я тебе что конкретно плохого сделал?» и так далее. И эти вопросы ставят Зевса, вполне себе удачливого владельца магазина в Гарлеме, в отличие от спившегося и практически уволенного нищего полицейского, в тупик.
Фильм снимался в середине 90-х. Жанр легкого экшн-муви не предполагает, что люди должны задумываться о каких-то глубоких процессах, но так вышло, что кино к этому подталкивало. Тех, правда, кто думать умеет. Как показала практика, они оказались в меньшинстве.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 16+