Второго мая Ирина вернулась из Москвы в Злынку. Работы в райцентре нет, медику по образованию приходилось мотаться в столицу – там есть возможность заработать. На майские Ирина приехала к маме. Та давно уже жаловалась на кашель, одышку и давление в груди. В апреле 72-летнюю Зинаиду Сергеевну пролечили в Злынковской ЦРБ от гипертонии. Врач, услышав ее жалобы, сказал, что в таком возрасте это нормально, надо справляться.
Зинаида Сергеевна и так со всем справлялась. Яркая, цветущая, ладная, сильная, быстрая в делах и по хозяйству – так отзываются о ней дети Ирина и Александр. Огород, цветы, овощи, клубника, дом – мамуля по хозяйству справлялась сама. Именно так – «мамуля» - называют ее в разговоре дочь и сын. Со второго мая лечились своими силами, в ход шли антибиотики, противовирусные, витамины.
Восьмого мая маме стало хуже. Вызвали скорую, быстро отправили в Злынковскую ЦРБ, а там уже сделали кардиограмму и рентгенографию – смотрели лёгкие. Двухсторонняя сегментарная пневмония – таков диагноз после исследования. Потом КТ в Новозыбкове. Подтвердилось воспаление лёгких, но не сложное, можно было лечиться дома. Тогда же сделали первый мазок. Тест на covid-19, взятый 8 мая, оказался отрицательным. Позже отрицательным зафиксирован и второй мазок. Три дня лечения дома ничего не изменили – состояние Зинаиды Сергеевны ухудшалось.
12 мая Ирина звонит в департамент здравоохранения с просьбой – лечить маму серьезнее, а не только арбидолом и сумамедом, может, положить в стационар будет правильнее? На том конце провода пообещали позвонить Белоусовой (главврачу Злынковской ЦРБ), но все-таки рекомендовали продолжать процедуры на дому. Капельницы, уколы и все назначения Ирина проводила сама. 22 мая их уже собирались выписывать, повезли на контрольную КТ в Новозыбков. И тут «как обухом по голове», говорит Ирина – резкие ухудшения, изменения в легких.
Без заезда домой Зинаиду Сергеевну увозят на госпитализацию в Брянскую областную больницу. С пневмонией, температурой и без covid-19 женщина 72 лет попадает в Брянск. Первый же тест тут, в областном центре, показал «плюс» - вирус есть. Последние дни своей жизни Зинаида Сергеевна проведет в семиэтажном корпусе – в инфекционном госпитале.
Дети отмечают: в госпитале маме становилось лучше. Сначала у неё не было сил даже писать смс. Потом она стала рассказывать, чем кормят, какие процедуры делают. Да и по голосу было понятно: мамочка выздоравливает. Правда, в день выписки ей стало плохо. То есть так плохо, что она упала, потеряла сознание, у нее темнело в глазах, тошнило. Но выписка была на руках. В документе от 9 июня значится: выписана с улучшением, нерезкие изменения в миокарде.
Сын и дочь приехали на машине в Брянскую областную больницу. Мама все не выходила, чем волновала детей. В 14:55 Ирина получила смс: «Жду врача». Потом оказалось, что ей ставили капельницу. Со слов Ирины, в телефонном разговоре лечащий врач Ольга Николаевна Л. пояснила: «все нормально, капаем антибиотик».
Через полчаса выписанная Зинаида Сергеевна встретилась с детьми. Ирина обомлела: маму вывезли в коляске, с серым опухшим лицом, еще более болезненного вида, чем 2 недели назад она привозила её сюда на лечение. Тогда в госпиталь она шла своими ногами. 9 июня она была в холодном липком поту, обмякшая и обессиленная. Но вопросов о состоянии мамы задавать было некому: санитарки, которые вывезли коляску, ушли, отнекиваясь: мы ничего не знаем, это всё не к нам.
Выехали в Злынку. На заднем сидении – мама и дочь. Ирина говорит: и обнимала её, и успокаивала, на что Зинаида Сергеевна просила: не отнимай у меня последние силы. Доехали до Красного Рога - и в машине женщина стала метаться: откройте шире окно, закройте. А потом несколько раз вздохнула и обмякла, стала смотреть в одну точку… Дети вызвали скорую, делали искусственное дыхание, пытались реанимировать. Служба 03 приехала к констатации факта – смерть.
На вскрытие маму Ирины и Александра отвезли в Погар. Врач Игорь Рублевский, заведующий Погарским МРО ГБУЗ «БОБСМЭ», дал заключение, что смерть наступила вследствие легочного отёка. А он в свою очередь результат острой ишемической болезни сердца. В областной больнице Зинаиду Сергеевну лечили от коронавирусной пневмонии, выписывали по итогам её лечения, про то, что могут быть какие-то ещё патологии, не время спрашивать – всё подчинено пандемии. Болеть в наше время чем-то другим нельзя.
Ирина делится: мамочка любила смотреть «Иронию судьбы, или С легким паром!». Если нащёлкает на пульте этот фильм, всегда останавливала. 11 июня Зинаиду Сергеевну похоронили. На кладбище в Злынке для Ирины и Александра, а ещё для внуков Никиты и Миши, стало одной родной могилкой больше. Но дети задаются вопросом: что это было… Ирония судьбы? Или итог болезни, которую не смогли выявить медики. Ведь разве бывает такая скоротечная ишемическая болезнь?
После выписки из Брянской областной больницы Зинаида из Злынки прожила всего один час.
Обсуждение ( 40 комментариев )