Сайт «Городской» продолжает цикл публикаций, посвященный жизни национальных объединений на территории Брянской области. За то время, когда они готовились и выходили, постсоветское пространство успела потрясти очередная война между Арменией и Азербайджаном. К счастью, этот конфликт никак не отразился на отношениях между представителями этих народов на Брянщине, что во многом определяется многонациональным составом населения региона, где доминирующее русское большинство гостеприимно принимает представителей различных республик во все сферы общественной жизни области.
Мы посвятили статьи белорусам, полякам, евреям, армянам и азербайджанцам. Все эти национальности имеют свои государственные образования, но и расселены крупными диаспорами по миру. При этом на Брянщине живут представители малых народов, которые не знают самостоятельной государственности, но объединены в рамках субъектов Российской Федерации. К таким относятся дагестанцы, которых только в самом Дагестане насчитывается 105 национальностей.
В отличие от белорусов или азербайджанцев, у дагестанцев не сформировалась какая-либо формальная община. Зато у Дагестана на Брянщине есть настоящий посол. И не важно, что он живет здесь с 1977 года, а Брянск давно стал для него родным городом. Алим Султанов – официальный Представитель Правительства Дагестана в Брянской области.
- Совершенно официально назначен. Согласно Постановлению Правительства республики, - улыбаясь, рассказывает Алим Шахбанович.
Молодым специалистом он попал в Брянскую область во второй половине 1970-х поднимать экономику Нечерноземья. С тех пор Алим Султанов прошел путь от сотрудника Колхозстроя до фактического руководителя экономикой региона, был помощником главы администрации области. Находясь на пенсии, он не прекращает общественной деятельности, работая в интересах как Брянщины, так и родного Дагестана.
- На меня возложено много функций. Это и помощь в поддержке экономических связей, и культурное взаимодействие между нашими регионами. Что касается дагестанцев в Брянске, то я помогают адаптироваться переезжающим сюда молодым людям и семьям, - говорит Алим Султанов.
За свою плодотворную работу в деле сближения двух субъектов Российской Федерации в августе 2020 года Алим Султанов был награжден Почетной грамотой губернатора Брянской области. В распоряжении, подписанном Александром Богомазом, отмечается активная общественная деятельность Представителя Дагестана и его вклад в укрепление межнациональных отношений.
Связь Брянска и Дагестана
В конце 70-х всех дагестанцев в Брянской области можно было легко пересчитать. По словам Представителя республики, они были разобщены и даже не знали друг о друге. Но активное привлечение специалистов, которые требовались Брянщине, привело к появлению здесь молодых врачей из Дагестана, оправлявшихся работать по распределению. Помимо медиков приезжали в регион и представители других профессий – от строителей до учителей. Так со временем численность дагестанцев увеличивалась, и сейчас в регионе их насчитывается порядка 15 тысяч.
- Связи между Брянском и Махачкалой гораздо крепче, чем это может показаться. Вспомните, ведь именно в Дагестане, в Кизлярском районе, есть село Брянск. Кстати, основное население в нем – этнические русские. А в Севске Брянской области установлен памятник «Журавли» дагестанцам, погибшим при боях за этот город в 1943 году. Здесь отдали свои жизни представители сразу 36 районов Дагестана. Нигде больше в ходе Великой Отечественной войны не было случая, чтобы одновременно столько много и из разных районов одновременно погибало дагестанцев, - рассказывает Алим Султанов.
Памятник под Севском был открыт в 2011 году. И с тех пор на 9 мая сюда из Дагестана приезжают родственники погибших, официальные лица и творческие коллективы. Последние, к слову, всегда желанные гости в Севске, где с нетерпением ждут выступлений кавказских музыкантов.
Свадьбы и похороны
Вопрос о создании национального объединения периодически возникает, но так и не нашел своего решения. Несколько лет назад была идея создать в Брянске отделение Ассоциации народов России, но не реализовалась. Общины также нет, но это не мешает дагестанцам общаться. Где?
- На свадьбах. Это классические большие кавказские свадьбы. Люди собираются, родственники, друзья. Это всегда большое общение, где решаются совместные вопросы, обсуждаются какие-то проекты. Такую же роль играют дни рождения. Ну и траурные события. Точно так же похороны собирают большое число людей. Грустный, но тоже повод собраться.
Похороны для дагестанцев вопрос во многом больной. Большинство из них мусульмане, а долгое время в Брянской области у них не было своего кладбища. Приходилось везти усопших в Орловскую область. А по канонам ислама человека нужно похоронить в день смерти. Из-за этого часто возникали трудности.
Вопрос отчасти решился лишь недавно. Один из предпринимателей-мусульман приобрел землю в Жирятинском районе, где сейчас оборудовано кладбище. Это все-таки ближе, чем Орловская область.
Противодействие экстремизму
Одним из направлений деятельности Представителя Республики Дагестан в Брянской области является помощь правоохранительным органам в выявлении неблагонадежных граждан. Алим Султанов признает, что угроза со стороны исламских радикалов существует, и она серьезна. Поэтому он находится в тесном контакте с представителями правоохранительных и силовых структур.
- В силу того, что я являюсь сопредседателем Местной религиозной общины мусульман Брянской области, я контактирую с представителями всех народов, исповедующих ислам. Поток мигрантов в недавнее время сильно возрос. И иногда под видом выходцев из Средней Азии в Брянск пытаются попасть радикалы с Кавказа. Левые экстремисты. Вот совместно с силовиками мы делаем все, чтобы их нейтрализовать, чтобы не дать им заниматься подстрекательством среди молодежи Брянщины, - рассказывает Алим Султанов.
В колониях на территории региона находится в заключении много выходцев с Кавказа и Средней Азии. Совместно с УФСИН Алим Шахбанович организует встречи с заключенными, привозит им проверенную и допущенную религиозную литературу. В беседах с осужденными он пытается понять, что толкнуло их на преступления. И полученными в ходе общения знаниями он делится уже с молодежью на встречах со студентами, с приезжающими мигрантами – он объясняет им, куда приводит желание получить быстрые и легкие деньги.
Дом дружбы
Если у народа нет своей общины на территории Брянской области, это не значит, что нет лидера. Община брянских узбеков распалась. Например, вопрос о ее восстановлении стоит, и есть, кому возрождать. Но существуют и более крупные проекты, за которые ратует лидер брянских дагестанцев.
- У нас давно есть идея создать в Брянске Дом дружбы. Где у каждого народа был бы свой уголок. Здесь бы мы проводили совместные встречи, конференции, выставки. Здесь же решали бы общие вопросы, в том числе с представителями брянских властей. Идея не новая, высказывается часто, но пока, к сожалению, никак не реализуема.
Сейчас встречи между разными общинами носят, как правило, формальный характер. Это или организуемые властями некие совместные заседания председателей, или проводимые также во многом формально праздники, главным из которых становится День народного единства.
- Конечно, мы участвуем в этом празднике. Как и во всех остальных. Но в этом году из-за пандемии пока не понятно, как все это пройдет. Очень хочу привезти танцевальный коллектив из Дагестана, чтобы удивить и порадовать брянцев. Но, вероятно, снова не в этот раз, - с сожалением говорит Алим Султанов.
Кого считать дагестанцем или русским
Как таковой национальности дагестанец нет. Это принадлежность к республике, населенной 105 народами. Многие из них представлены в Брянской области. Но четко выделить человека по национальному признаку уже не получится. Отчасти причина этого – смешанные браки. Когда в 70-е и 80-е сюда ехали молодые специалисты-дагестанцы, они женились на русских девушках. Сейчас у этих людей уже внуки живут и работают на Брянщине. Это прославленные врачи. Это офицеры, многие из которых служат на границе. Вопрос национальной идентичности каждый решает для себя сам.
- Для моих детей родной язык – это русский язык. Мы не можем отделять себя от России. Дагестан – это часть России. Как сказал Расул Гамзатов, Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из нее не выйдет. И это действительно так.
Дагестанцы продолжают приезжать в Брянск. Регион привлекателен тем, что он не так перенаселен, здесь можно найти работу, заявить о себе в культуре. Точно так же, как брянцы покидают родной город и уезжают в поисках себя в российские мегаполисы или за границу.
Мир постоянно меняется. Меняются и люди. Но неизменными остаются базовые нормы морали. И Алим Султанов уверен, что какой-бы ты национальности или вероисповедание не был, ты всегда должен оставаться человеком, который относится к людям так, как хочет, чтобы люди относились к нему.
Обсуждение ( 12 комментариев )