«Довод» оказался самым долгожданным фильмом 2020 года. Долгожданным во всех смыслах – от желания увидеть новую картину великого Кристофера Нолана, до времени самоизоляции, из-за которого все премьеры были отложены на неопределенный срок.
Об этом фильме начали говорить задолго до выхода на экран. А восхитительные рецензии после его предпремьерных показов должны были насторожить. Неужели Нолан смог прыгнуть выше головы и снял что-то более умопомрачительное, чем «Начало»? Десять лет назад та картина во многом перевернула представления о современном кинематографе в его экшн-сегменте.
И да, и нет. Сразу скажу, если в свое время «Начало» не вызвал у вас никаких положительных эмоций, а тем более если фильм остался непонятым, то к «Доводу» лучше и не приступать. Потому что при просмотре фильма постоянно вспоминается знаменитый интернет-мем о человеке, которому «ничего непонятно, но очень интересно». Кстати, режиссер открыто намекает зрителю в одной из первых сцен, чтобы он, если не получается, не пытался понять происходящее.
Существенным отличием от «Начала» является и полная безэмоциональность. Если в том фильме было несколько четко выраженных линий привязанностей между людьми, от любви до крепкой дружбы, если зритель четко понимал, почему он сочувствует герою или ненавидит его, то «Довод» полон равнодушия. Мотив привязанности главного героя к женщине остается нераскрытым, эмоциональной связи между сотрудниками спецслужб, борющихся со злодеем, не прослеживается. Да и главный гад не вызывает каких-либо отрицательных чувств.
А теперь общее, и это потрясающий видеоряд. Что Нолан умеет, возможно, лучше всех, так это выстроить картинку, которую никто не сможет повторить. «Довод» - это фильм-аттракцион с бесконечными «американскими горками» и «тарзанками». Если смотреть картину не задумываясь, она выглядит потрясающе. Выйдя из кинотеатра, возникает мысль, что этот фильм было гораздо интереснее снимать, чем потом его смотреть. Он находка для киноманьяка, который интересуется технологией съемочного процесса, которому интересно разобраться, как удалось реализовать на экране тот или иной план. Для большинства же – это просто невероятно крутой экшн, закрученный вокруг игр с петлей времени.
Клюква. Она здесь есть и ее много. Потому что главный злодей – русский. И русские выглядят именно так, как их привык видеть в кино американский зритель. До крайне откровенных глупостей дело не доходит, но и имеющихся татуированных ребят и «братков» в стиле 90-х хватает, чтобы немного погрустить о том, что стереотипы, к сожалению, остаются надолго.
Пару слов об актерах. Для Джона Дэвида Вашингтона это вторая крупная роль в полном метре. После сериала «Футболисты» и драмы «Клановец», в которых он доказал, что действительно по-настоящему талантлив, а не является просто сыном великого Дэнзела Вашингтона, от него можно было ждать гораздо большего. Но сценарий не дал ему проявиться. А вот британец Роберт Паттинсон, которого раньше точно нельзя было отнести к героям боевиков, воплотил на экране образ ироничного и загадочного спецагента, за которым кроется большая тайна. Самое интересно, что тайна у него действительно есть, но о ней становится известно только в самой финальной сцене. Но Паттинсон смог пронести этот флёр через весь фильм, не прибегая к возможностям сценария. По большому счету, «Довод» - это его звездная картина, а не Вашингтона, хоть американец и сыграл в ней главную роль.
Десять лет назад, выйдя из кинотеатра после «Начало», возникало желание тут же снова купить билет, чтобы еще раз его пересмотреть. И для того, чтобы обратить внимание на упущенные детали, и чтобы еще раз насладиться отличной картиной. Пересмотреть «Довод» желание тоже есть. Просто чтобы понять, как герои все это проворачивали. Чтобы узнать, действительно ли в фильме много логических ошибок, или они показались от невнимательности. Ведь режиссер не дает зрителю ни минуты экранного времени, в котором не было бы спрятано ключей к тому, что он уже увидел, и тому, что увидеть еще предстоит.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 16+