Одним из самых ожидаемых фильмов 2011 года был «Заражение» Стивена Содерберга. Еще бы, полный набор звезд первой величины у режиссера, который прославился настоящими блокбастерами. Да еще и пандемия смертоносного заболевания. Этот фильм ждали настолько же сильно, насколько затем разочаровались. Вместо динамичного боевика о спасении человечества зрителю преподнесли производственную драму о работе американского ЦКЗ и ВОЗ в попытках создать вакцину против неизвестного вируса. Фильм с трудом отбил свой бюджет в мировом прокате и был благополучно забыт. До 2020 года.
Прошедшей весной он, по данным ряда видеосервисов, возглавил список фильмов, которые россияне чаще всего смотрели на самоизоляции. И не случайно. Ведь в нем при значительной доле сгущения красок была представлена пандемия, с которой столкнулся мир теперь. Причем некоторые детали оказались не просто угадываемыми, а пугающе знакомыми. Если отвернуться от экрана, оставив только звук, можно представить, что кто-то очень ответственный выступает по ТВ и призывает «чаще мыть руки, не трогать лицо и соблюдать социальную дистанцию». Но призывы это только мелочь. Для любителей теории заговора этот фильм просто подарок, поскольку в нем при желании можно заметить готовую инструкцию для действий представителей властей в тех обстоятельствах, в которых мы все оказались.
Возвращаясь в 2011 год, нужно сказать, что тогда кино казалось на редкость скучно снятым, несмотря на саму жуткую тему. И оно выглядело довольно ангажированным. Ведь зрителю прямо говорили: ВОЗ, ЦКЗ и другие официальные структуры правы, а всякие блогеры и журналисты, которые пытаются спорить с властями, ставя их версию под сомнение, они вруны и лжецы. Коллективный образ последних воплотил на экране Джуд Лоу, сыгравший очень корыстного «правдолюба». К слову, возникла эта сюжетная линия не просто так. Кино во многом отсылало зрителям к пандемии свиного гриппа 2009 года, которая довольно сильно напугала людей и породила в том числе волну отрицания. Хотя в России, например, такой большой паники, как вызвал сейчас covid-19, не наблюдалось.
Пересматривая картину в то время, когда мир захлестывает волна коронавируса, она уже точно не кажется скучной. Потому что зритель невольно задает себе вопрос: Содерберг снял предупреждение, хорошо угадав возможное развитие событий, или это просто совпадение?
И еще. Особо впечатлительным натурам сейчас кино, наверное, лучше пропустить мимо, чтобы не поддаваться панике. Уж слишком оно кажется реалистичным.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 12+