«Предприниматель в России сам за себя»: как ударил коронавирус по брянским кофейням

2505 14
Экономика
 «Предприниматель в России сам за себя»: как ударил коронавирус по брянским кофейням
Владелица «Механика Кофе» о жизни во время самоизоляции

В Бежицком районе Брянска не так много мест, где можно расслабиться с чашечкой кофе. По какой-то причине большинство заведений здесь ориентированы на выдачу напитков «с собой». Чуть меньше года назад на улице Куйбышева открылась небольшая стилизованная кофейня, большую часть стен которой занимают широкие окна, а музыка играет с виниловых пластинок.

Владелец заведения, Ирина, приехала из Санкт-Петербурга. В нашем городе она, не имея особого опыта предпринимательской деятельности, решила создать заведение в стиле Северной столицы. «Механика кофе» получила признание у жителей окрестных домов. Всем планам помешал коронавирус и введенный из-за него в Брянской области режим самоизоляции.

-Мы хотели открыть кофейню с акцентом на кофе, разные способы его приготовления, сорта. У нас есть джезвы, фильтры – те способы, которые не используются в большинстве заведений. В дополнение мы продаем десерты, которые заказываем у кондитеров. Мы уже выходили на какую-то минимальную окупаемость. Нам хватало на то, чтобы кофейня жила и давала какую-то прибыль. Мы достраивались, планировали будущее, проводили концерты. В хорошие дни у нас работало до трех человек за смену. Сейчас наша концепция играет скорее в минус – мы не можем работать на доставку, - рассказывает владелица кофейни.

Руководство кофейни решило открыть заведение только две недели назад. Очень долго предприниматели не могли понять, имеют ли они право работать, за что штрафуют, в каком формате можно открыться. Точных критериев в имеющихся положениях нет, местные власти также не спешили давать однозначный ответ.

- Получение пропусков для передвижения превратилось в отдельную эпопею. Я три недели пыталась их оформить только на себя. Администрация очень интересно себя повела. Первоначально я услышала фразу «вам не положен пропуск, весь общепит закрыт». При этом в паре кварталов продолжают работать «Макдональдс», «KFC».

В постановлении также указано, что мы можем перейти на доставку. В ответ чиновники заявили: «Что вы будете доставлять? Кофе можно купить в магазине». А тот факт, что нам нужно выжить, никого не интересует. Также звучало, что за первую неделю выдали уже 20 тысяч пропусков и «какая же это самоизоляция». В результате документ смогли получить после повторного обращения. 

Добившись подтверждения на право работать в виде пропуска, кофейня перешла в режим работы «на вынос». Прямо у входа в заведение установлен небольшой столик с меню и устройством для оплаты. Заказать и забрать с собой по-прежнему можно кофе и ограниченный список десертов.

- Всю информацию приходилось искать самостоятельно. Никто не сообщил, можем ли мы работать или нет, как организовать процесс в условиях пандемии. К нам ни разу никто не приходил с инструкциями или проверками. Мы перелопачивали постановления, положения, вычитывали про дезинфекцию и маски. Что узнали, то и реализовали.

В какой ситуации находятся ваши сотрудники? Удается выплачивать им зарплату?

-У нас работает в постоянном режиме четыре человека. Сейчас в день выходит на укороченную смену один сотрудник, его сил хватает. Естественно, зарплаты у всех уменьшились – их размер зависит от количества часов и прибыли.

Мы стараемся поддержать своих людей, как только можем, доплачиваем надбавки, чтобы они могли протянуть этот период. Но ведь наша дневная выручка тоже упала где-то на 85%. В этой же пропорции уменьшились и заработки людей.

Что насчет клиентов?

- Свобода передвижения людей – основной фактор нашей прибыли. Улица Куйбышева всегда была местом для прогулок, а теперь они запрещены.

Сейчас большинство наших гостей – постоянные посетители, люди, которые работают рядом. Гуляющих людей на улицах нет, новых тоже единицы. Работа сегодня – это не для прибыли, а чтобы наши гости не забыли, помнили, что мы есть, мы живы и ждем конца этого периода вместе с ними.

Думали о том, чтобы попробовать перейти на новый режим? Организовать доставку?

- Ну, готовые кофейные напитки доставлять достаточно нецелесообразно. Остаются кондитерские изделия. Проблема с десертами в том, что мы их не готовим сами, а заказываем у кондитеров. Срок годности продукции невелик. Сейчас у нас представлено по несколько кусочков каждого вида, стараемся их рекламировать в соцсетях. Но никогда не уверены, что их заберут до конца сроков реализации.

Единственное, что можем доставлять – сопутствующие товары. У нас есть зерно кофе различных сортов, джезвы. Но это пользуется популярностью у неширокого круга, привлечь к этому новых людей сложно.

Получили какую-то поддержку от властей?

- Очень много говорится… После каждого выступления президента остаешься в легком недоумении – касается ли что-то меня в этой речи. Пока из помощи мы получили скидку от арендодателя. Владелец помещения пошел нам навстречу и уменьшил оплату на 50% на два месяца.

По налогам нам положена только отсрочка. В октябре нужно заплатить за первый квартал, а в ноябре – за второй. Как успеть заработать эти деньги – непонятно. Есть серьезные опасения, что даже если мы сейчас начнем выходить из самоизоляции, нас ждет большой спад. С одной стороны люди устали сидеть дома, а с другой - уровень доходов у большинства сильно снизится.

Как вы думаете, насколько сильно ударит этот период по малому и среднему бизнесу? Что ждет нас после самоизоляции?

-Много информационной каши, мало кто понимает, что происходит, чего ждать, как себя вести. И чем дальше, тем сложнее. Во всех сферах жизни люди не чувствуют помощь. Всем видам бизнеса нелегко. Такое чувство, что у самих людей уровень терпения уже на исходе. На улицах все больше людей, семьи с детьми начали гулять.

На Куйбышева уже можно заметить первые растяжки «Аренда». Магазины, детские центры, которые не могут работать весь этот период, начинают закрываться. Факт, что одномоментно все не вернется на свои места. Многое зависит от того, будет ли ясный и понятный алгоритм выхода с самоизоляции.

Как думаете, кто переживет этот кризис?

- Выживут те, кто имел некий запас прочности - создавал фонды, откладывал деньги. Ну и те, кто продолжал работать и берег своих постоянных посетителей. Общепит зависит от продукта, который ты готовишь, и лояльности к тебе людей. Мне кажется, восстановиться удастся тем заведениям, которые имеют это хорошее отношение клиентов, в которые посетители стремятся вернуться. Сложнее всего будет маленьким заведениям, тем, кто открылся накануне кризиса и не успел наработать свою аудиторию.

Чем могли бы помочь региональные и федеральные власти в такой период?

-Ситуация тяжелая и неоднозначная. Коммунальные платежи остаются теми же, у нас, конечно, сократились расходы, но ни о каких отсрочках речь не идет. Налоги и кредиты не снижаются, а лишь откладываются. Помогли бы прямые выплаты от государства, но в наших стране нет каких-то прозрачных схем. Какой-то непосредственной помощи от властей мы не видим.

Индивидуальный предприниматель в России сам за себя. Хочется, чтобы что-то дошло до властей. Нужна конкретная финансовая помощь, которую можно было бы взять и потратить на те платежи, которые не уменьшились, не отменились – аренда, коммуналка, налоги. Пока речь идет только о выплатах 12 тысяч на сотрудника, но до сих пор неизвестно, как их получить, кому они положены, как за них отчитаться.

Сколько сможете существовать в таком режиме? Есть какие-то прогнозы?

- Май мы еще представляем, как продержаться. Но лето остается под большим вопросом. Если такая ситуация продлится, июнь станет крайним месяцем нашей работы. Сейчас расходуется ресурс из запасов. Все, что мы зарабатываем, уходит на зарплату людям и закуп.

Никто не знал и не готовился к такой ситуации.Тяжело и страшно признаваться, что очень скоро ресурсов для того, чтобы выживать, у кофейни не останется. Многие считают, что закрытие части подобных заведений не так страшно, но эта ситуация повлияет на всех. Да, общепит страдает в первую очередь. Но, когда люди начнут закрываться и съезжать, это зацепит очень многих.

Радужных ожиданий нет, пока сохраняется надежда, что будут какие-то изменения. В норму все вряд ли придет. Если на том же уровне останется «помощь» государства, закрываться начнут многие


Читайте также


Обсуждение ( 14 комментариев )
#14 Пишет кисуля | 06 МАЙ 16:15
Отвечая на сообщение
жительгорода
уверен, вы не работали ни нем ни другим. и вообще мы говорим о разном
естественно,нет.у меня -высшее техническое.

#13 Пишет жительгорода | 06 МАЙ 14:55
Отвечая на сообщение
кисуля
и ещё,простите...если,на ваш взгляд, оплата труда официанта д.б. выше оплаты дворника (в частности),то я с вами не соглашусь.даже с точки зрения затрат мышечной энергии -это несравнимо.
уверен, вы не работали ни нем ни другим. и вообще мы говорим о разном

#12 Пишет кисуля | 06 МАЙ 14:01
Отвечая на сообщение
жительгорода
коммунальщики - это прекрасно, расскажите мне, как я начну подметать улицы и собирать мусор, а у меня от этого будут деньги (за деньги я смогу покупать еду и одежду, оплачивать квартиру). боюсь, что вы смешиваете зеленое с длинным. про настоящий труд можно узнать не только из кино или из книжек, а попробовав сделать что-то самому и нести ответственность за результат и за работников. если у вас классовая неприязнь к ресторанам и кафе и всем людям, которые с этим связаны - то культуры вы понимаете очень ограниченно. то, как мы едим - это как раз и есть культура.
и ещё,простите...если,на ваш взгляд, оплата труда официанта д.б. выше оплаты дворника (в частности),то я с вами не соглашусь.даже с точки зрения затрат мышечной энергии -это несравнимо.

#11 Пишет кисуля | 06 МАЙ 13:58
Отвечая на сообщение
жительгорода
коммунальщики - это прекрасно, расскажите мне, как я начну подметать улицы и собирать мусор, а у меня от этого будут деньги (за деньги я смогу покупать еду и одежду, оплачивать квартиру). боюсь, что вы смешиваете зеленое с длинным. про настоящий труд можно узнать не только из кино или из книжек, а попробовав сделать что-то самому и нести ответственность за результат и за работников. если у вас классовая неприязнь к ресторанам и кафе и всем людям, которые с этим связаны - то культуры вы понимаете очень ограниченно. то, как мы едим - это как раз и есть культура.
вы меня насмешили...к.а.к. мы едим....у вас разные манеры дома и в присутственных местах? ха-ха.....

#10 Пишет жительгорода | 06 МАЙ 13:53
Отвечая на сообщение
кисуля
не знаю,сколько "энтих" заведений в городе, но озвученная вами степень занятости с таким же успехом может проявиться в увеличении числа коммунальщиков.это и культура города и занятость н.а.с.т.о.я.щ.и.м. трудом .
коммунальщики - это прекрасно, расскажите мне, как я начну подметать улицы и собирать мусор, а у меня от этого будут деньги (за деньги я смогу покупать еду и одежду, оплачивать квартиру). боюсь, что вы смешиваете зеленое с длинным. про настоящий труд можно узнать не только из кино или из книжек, а попробовав сделать что-то самому и нести ответственность за результат и за работников. если у вас классовая неприязнь к ресторанам и кафе и всем людям, которые с этим связаны - то культуры вы понимаете очень ограниченно. то, как мы едим - это как раз и есть культура.

#9 Пишет кисуля | 06 МАЙ 13:39
Отвечая на сообщение
жительгорода
кофейни и прочие кафешки, конечно жаль. эти заведения никогда не станут основой экономики нашей страны, но они выполняют очень нужную функцию: создают занятость людей, (пусть 5 человек, но обеспечены работой) и создают удобство и качество жизни города, даже, влияют на культуру.
не знаю,сколько "энтих" заведений в городе, но озвученная вами степень занятости с таким же успехом может проявиться в увеличении числа коммунальщиков.это и культура города и занятость н.а.с.т.о.я.щ.и.м. трудом .

#8 Пишет жительгорода | 06 МАЙ 13:32
кофейни и прочие кафешки, конечно жаль. эти заведения никогда не станут основой экономики нашей страны, но они выполняют очень нужную функцию: создают занятость людей, (пусть 5 человек, но обеспечены работой) и создают удобство и качество жизни города, даже, влияют на культуру.

#7 Пишет ответ | 05 МАЙ 14:09
чтобы ип получить выплаты на сотрудников+ на себя, не нужно ничего выискивать. нужно зайти на сайт фнс в личный кабинет ип и вверху нажать на ссылку "важная информация". система сама за вас сформирует заявление на выплату, вам необходимо его только подписать и отправить.

#6 Пишет пью чай | 05 МАЙ 13:56
растворимый попьют. три в одном. было бы кому пить.

#5 Пишет кисуля | 05 МАЙ 13:03
впечатление, что сижу в коробке с мухами. какие проблемы! тяжелая промышленность -основа экономики любой р.а.з.в.и.т.о.й., а не "банановой" страны -в "глыбоком" обмороке!а тут ,.....,кофейни.....кто это тут "устал"?!!сутками в шахте пахали или пожары тушили, рискуя жизнью?! расслабуха им нужна..... сначала р.а.б.о.т.а.т.ь научитесь!

#4 Пишет симеон | 05 МАЙ 12:45
Отвечая на сообщение
тая
ничего, найдут где кофе попить после эпидемии, было бы кому пить. главное-выжить. надо закрывать все заведения. даже если три человека там заболеют, они за собой потянут своих детей, своих родителей. в результате человека два помрут. не гуманно как-то?
речь-то не про конкретную кофейню , по сути. а о том, что власти трындят ,как дышат. все эти обещанные помощи и прочая для малого и среднего бизнеса (а это в конце концов и зарплаты работников, и налоги...)- чушь собачья. получить их фактически нереально, ибо там вагон камней подводных, всем требуемым критериям соответствовать невозможно. у нас в государстве вся система поддержки, помощи и выплат заточена на то, чтобы не дать, а не на то, чтобы помочь. все население брошено не на самоизоляцию, а на самовыживаемость.

#3 Пишет прораб на галерах | 05 МАЙ 12:45
при цене на нефть 25, предпринимать в россии стало очень сложно. а еще когда эпидемия, то здесь уже совсем не до сладостей. гречка, картофель, имбирь и чеснок, вот наш продукт. все так вдруг стало нестабильно, не устойчиво, не надежно. благо армия крепка, есть кинжалы и искандеры. вот так зайдешь в кофейню, кофейку попить, пирожок съесть, почитать в айфоне, что там у хохлов, как далеко мы продвинулись в сирии, в ливии, как держаться иран и мадуро...смотришь на все эти ужасы в париже, и думаешь, как же хорошо путин россию с колен поднял...теперь эти времена в прошлом, да? говорят в правительстве, что наступила новая реальность, опять. совсем оборзели эти паразиты, ограбили народ, и совсем не хотят распаковать свою кубышку, чтобы люди кофе смогли попить. зарплаты и того низкие, а теперь их вовсе нет, так как работы нет. быдло то оно понятно, всегда без денег жило, но как быть среднему классу, честному предпринимателю? все дело в том, что не растет у нас кофе, и сыр не растет, как и ананасы с бананами. уже так все привыкли к мерседесам, к относительно не плохому сервису, к разным брендам, что уже и не верят люди русские, что могут лишиться всего этого из за вполне себе одного не легкого, но очень судьбоносного решения для нашей державы. здесь уже выбор таков, либо кофе с пирожками пить, либо родина. не ужели мы потратим 500 млрд резервов на какие то пустяки? на эти деньги можно организовать неплохую войну, а то и несколько. главное успеть, понять, уже пора или еще подождать. а то ведь момент упустишь и все. и без кофе, и без родины великой останешься. но вы об этом не думайте, за вас этот вопрос решат люди с "большим" умом.

#2 Пишет тая | 05 МАЙ 12:32
ничего, найдут где кофе попить после эпидемии, было бы кому пить. главное-выжить. надо закрывать все заведения. даже если три человека там заболеют, они за собой потянут своих детей, своих родителей. в результате человека два помрут. не гуманно как-то?

#1 Пишет эй, вы там! | 05 МАЙ 12:32
фашистское правительство рф наплевало на десятки миллионов жизней россиян-предпринимателей. напишите об этом.
Навигация по страницам