Сразу несколько коррупционных дел в последнее время взбудоражили информационное поле Брянской области. Задержание, а потом арест главы администрации Комаричского района Елены Алексеенко и ее заместителя Вячеслава Дубикова. Новые факты и уголовные дела экс-замруководителя управления капитального строительства Романа Сенокоса. Странный и ничем пока не объясняемый уход с должности природоохранного прокурора Брянской области Максима Зубко.
Собрав официальную и не очень информацию, изучив сайт kad.arbitr.ru и ГАС «Правосудие», у нас сложились пазлы кадровой чистки в регионе. «Начищают» до блеска по старинке – с помощью песка. В эпоху больших строек он стал неплохой нишей для бизнеса. Щедрые недра пить-есть не просят, а продать песок можно и строителям на дороги по федеральным программам, и в «Мираторг», и под новые производства.
Мы уже писали и показывали гигантских объемов карьеры, в которых незаконно добывают песок в Новозыбковском районе.
Рассказывали продолжение истории, когда после выплаты административного штрафа предприниматель продолжил без документов дербанить государственные недра.
Аналогичные разработки ведутся во многих районах области. Как же обрести право добывать песок и зарабатывать на нём, продавая? Во-первых, надо получить лицензию на пользование недрами. Её выдаёт департамент природных ресурсов Брянской области. В ней указываются виды работ и месторасположение карьера. Чёткие границы горного отвода и объем песка, который можно вывезти, прописывается в приложении к документу. Вот его-то можно и не придерживаться: «Да кто там в глубинке будет проверять границы карьера?» - думает бизнесмен и чаще всего не ошибается. При перевозке постовым на дорогах можно «позолотить ручку» и ехать дальше. Но есть же надзорные ведомства. Есть Россельхознадзор, есть природоохранная прокуратура, есть даже экологическая полиция. Они должны смотреть на ситуацию масштабнее и с точки зрения закона.
Может ли песок быть «левым»? Может. Если он добыт без разрешительных документов или из незаконных – неоформленных – карьеров. И такие в области есть. Говорят, что много, но это мы утверждать не будем. Один из проблемных – карьер в Денисовке Суземского района. К нему у Россельхознадзора уже были претензии.
Ведомство Данкверта в прошлом году обращалось в Арбитражный суд с иском к ИП Семенову. Это предприниматель, который зарабатывает на добыче песка в Суземском районе. И не только там. В суде рассматривались два участка с кадастровыми номерами 32:24:0200201:65 и 32:24:0200201:66. Адрес: Брянская область, Суземский район, СХП «Новый путь». В июне 2018 года некий Алексей Дроздов передал их в аренду ИП Семенову. И бизнесмен начал добывать песок. Да так активно, что уже 8 августа к нему нагрянула проверка, которая установила, что шесть карьерных выемок есть, самовольные работы по добыче песка есть, а документов, разрешений на геологическое изучение участков недр нет. Так начались суды о взыскании в бюджет Суземского района 2 865 920 рублей в счет возмещения вреда, причинённого почве земельных участков сельскохозназначения с кадастровыми номерами 32:24:0200201:65 и 32:24:0200201:66 как объектам охраны окружающей среды.
Семенов пытался обжаловать решение суда. Но и 20 арбитражный апелляционный суд, и Арбитражный суд Центрального округа оставили решение нашей фемиды в силе. Штраф почти в 3 миллиона Семенов должен заплатить.
А межведомственная комиссия (Россельхознадзор, прокуроры, администрация) настаивала на соблюдении законности в добыче песка в Суземском районе. И снова нагрянула с проверкой. Измерили, оценили, взвесили - и насчитали новый ущерб. Сумма на этот раз вышла в десять раз больше - 30 миллионов рублей. Санкционирует проверки тогда еще природоохранный прокурор Максим Зубко. Как говорится – бьет копытом.
Немного истории. Михаил Семёнов знаком брянцам как один из экс-учредителей кафе на Кургане Бессмертия «Чай-кофф», сейчас он член Президиума федерации бодибилдинга Брянской области. Песком стал заниматься недавно – в 2018 году. Взял в аренду кусочки земли в разных районах области.
На сегодня Михаил Семёнов один из четырех заявителей, написавших жалобу о вымогательстве взяток со стороны комаричан Алексеенко и Дубикова. Мол, давно надо было решить несложный вопрос с землей в Комаричском районе, они сначала обещали помочь, а потом тянули время и выманивали деньги. По нашей информации, у бесхитростного Дубикова (замглавы комаричской администрации) Михаил Семёнов в телефоне был записан «деньги мю». МЮ – это имя-отчество предпринимателя, который сначала платил по 20-30 тысяч за незаконное решение своего вопроса, а потом взбрыкнул и написал заявление на чиновников. Добыча песка без лицензии в принципе возможна. Это может быть, если местная власть дает разрешение на ведение внутрихозяйственной деятельности – сомнительное такое разрешение, но в глубинке для силовиков прокатывает.
Участки земли, где предприниматели хотели оформить допуск добычи песка, находятся в Игрицком сельском поселении (32:14:0000000:959 и 32:14:0000000:960) и в посёлке Добричек. Это всё Комаричский район. За решение вопроса по первым двум чиновникам закинули на карты 300 тысяч рублей, за третий – 130.
И вот если бы Алексеенко и Дубиков решили вопрос с документами в счёт уже взятых денежек, мы бы и знать не знали, что есть во власти такие взяточники. (Шутка. Мы знаем). Ведь это сейчас Семенову потребовались справедливость и возмездие, а раньше ему нужны были «прикормленные» люди во власти и продвижение своих не всегда законных вопросов.
Подобное заявление о вымогательстве взятки, по нашей информации, Михаил Семенов написал и на природоохранного прокурора Максима Зубко, который якобы требовал у него деньги за «крышевание» карьера в Денисовке Суземского района.
Пока еще журналисты пытаются разобраться в некоторых паззлах. Почему, если Зубко вымогал взятку, он почти довел до суда дело об ущербе в 30 миллионов? Почему областная прокуратура соглашается с решением полицейских МО МВД «Трубчевский» возбудить дело по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» не в отношении конкретного лица, а просто по факту незаконной добычи песка на участке этого самого конкретного лица. Хотя территория известна – это карьер Семенова, и лицо Михаила Юрьевича в тех краях не секрет. И как-то странно быстро прокурор области Александр Войтович убирает с должности Максима Зубко, который вроде как плотно занимался именно этими вопросами незаконной добычи песка. Дело получается темное.
Но о Максиме Зубко мы слышали и в отношении другого дела, которое закрыто сейчас за семью печатями и просачивается только через активных жён двух бывших оперуполномоченных МО МВД России «Брянский».
Андрей Матвеенко и Алексей Подчеко всегда были на хорошем счету, их работу ставили в пример, их фото вывешивали как образец для подражания. По поручению руководства зимой 2019 года они занимались фактами незаконных вырубок в лесу. Многолетние могучие дубы срубались на корню и вывозились из леса недалеко от Партизанской поляны. Тут и патриотизм – этими тропами ходили брянские партизаны, и сохранность лесного фонда… Дело было важное, жены говорят, что дома своих мужей не видели: те просто «горели» на работе. В феврале прошлого года опера напали на след группы лиц, которые пилили и вывозили «стволы деревьев породы дуб длиной по 3 метра». 6 марта указанные лица были задержаны в лесу Брянского военного участкового лесничества. В 100 метрах от места их поимки обнаружили незаконную порубку дуба, причиненный ущерб государству оценивался в 9,5 миллионов рублей.
Казалось бы – молодцы, парни, ждите, Матвеенко с Подчеко, новые звездочки в погоны. Но дело стало разворачиваться совсем не в ту сторону. И немалую роль в этом сыграл, как говорят родственники полицейских, природоохранный прокурор Максим Зубко.
История такова: по этому делу осудили четырёх участников незаконных порубок: Тужикова С., Винокурова А., Орлова А. и Романова А. Это всё исполнители, жители Брянска, ранее уже имевшие проблемы с законом и отбывавшие разные сроки А у полицейских Матвеенко и Подчеко были доказательства на причастность к вывозу, распилу и продаже дуба на элитный паркет в Москву организатора, которого сами парни называли «чечен», Зелимхана Эльпиева.
Он приезжал и на вырубку, когда задержали его людей с поличным, он фигурировал в деле до тех пор, пока его кто-то умело не вывел. 29-летний Зелимхан Эльпиев уже был судим по ст.264 УК РФ. В Брянске он арендует пилораму на территории бывшего военного завода № 111, на 2-ой Мичурина. Там же – со слов близких к делу людей – 9 марта прошлого года были найдены стволы дуба, распиленные по 6 метров. Документов Зелимхан на эти деревья предоставить не смог. Как не смог и объяснить: откуда они взялись на его пилораме.
Как и почему факты оперов Матвеенко и Подчеко отбросили при расследовании этого дела – это история другого материала. Но парни настаивали: Зелимхан Эльпиев – организатор, и дело это групповое. А что получилось по факту? Исполнители отбывают срок, а сам поставщик дуба на паркет в Москву отделался легким испугом. Хотя нет, не только испугом. Он с каким-то сильным и весомым подкреплением пошел в атаку. Об этом мы расскажем в другом материале после получения официальных ответов на редакционные запросы. Но рука, которая вывела «чечена» Зелимхана Эльпиева из уголовного дела по преступлению, предусмотренному ст. 260 ч. 3 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений» оказалась очень мохнатой.
Песок, вода, лес. Ох уж эти недра Брянской области. Неисчерпаемый источник обогащения. Настоящие омуты, трясина и дебри для тех, кто хочет разобраться в махинациях любителей власти и денег.
Мария Сергеенко
Обсуждение ( 72 комментария )