Тема кино о Великой Отечественной довольно больная. По крайней мере, для поколения тех, кто рос в семьях ветеранов и знает о тех страшных событиях не только по учебникам и фильмам, но и рассказам участников событий. Поэтому, после кучи откровенно слабых, часто антисоветских и откровенно чернушых фильмов, не раз вызывавших скандалы, уже как-то с большой осторожностью начинаешь подходить к любому новому кино.
«Подольские курсанты» в прокате не первую неделю. Но это не мешает фильму собирать аудиторию в кинотеатрах. Признаюсь честно, не ожидал встретить столько зрителей не вечернем воскресном сеансе. Поэтому сразу об эффекте, который «Подольские курсанты» оказали на людей. Впервые столкнулся с тем, что на финальных титрах в зале стояла полная тишина, а зрители покидали свои места практически бесшумно. Наверное, это о чем-то говорит.
Возвращаясь к теме проблемного кино о войне. Первым лучом света в темном царстве для многих стала вышедшая 10 лет назад «Брестская крепость» (16+). Там, правда, был совершенно деревянный Цыганов, зато оказался прекрасный Деревянко. Но не в актерах дело. В этом фильме, снятом с документальной точностью, впервые, наверное, не было ярко прописанных образов злобных НКВДшников, которые норовили бы расстрелять кого-либо, как не было в принципе злобной пародии на сталинские ужасы, которыми полны иные картины, до сих пор выходящие на экраны – например, прошлогодний «Ржев» (12+).
Из серьезных проектов позднее появились «28 панфиловцев» (12+). Снятый на народные деньги фильм оказался весьма интересным образом тенденциозным – в кино о войне советского народа само название Советской Союз не звучит, если не ошибаюсь, ни разу. Как и практически отсутствует советская символика, а так же любые упоминания коммунизма, как идеологии. Странное представление авторов об историческом фильме, ну да ладно. Была в «панфиловцах» еще одна проблема – почти полное отсутствие художественности.
«Подольских курсантов» снова делал, как и «Брестскую крепость», Игорь Угольников – это его детище, как продюсера, за что, конечно, огромное спасибо. Кино очень хорошее, но, к сожалению, довольно вторичное. И это самое обидное. Вложены огромные силы и средства. Но почему нельзя было придумать для фонового сюжета и любовной линии оригинальную идею? Зачем понадобилось заимствовать американский «Перл Харбор» (12+), превращая летчиков с Гавайев в артиллеристов из Подольска? Да, вы можете возразить, что это вовсе не так, а автор сценария, теоретически, никогда не смотрел фильм Майкла Бэя. Да и вышел «Перл Харбор» уже почти двадцать лет назад, когда большая часть аудитории современных кинотеатров еще не родилась, и кто, мол, его помнит. Но разве поколение 14+ самостоятельно пойдет на такой фильм, как «Подольские курсанты»? У него, надо признать, иные интересы, а у фильма – иная целевая аудитория. Кстати, перекликание идеи сюжета – не единственное, что роднит эти фильмы. В свое время Бэя и Брукхаймера очень критиковали за то, что у них все пули превратились в трассирующие. Для пущего эффекта. Хм, в «Подольских курсантах» это тоже присутствует. Путь зритель видит, откуда и куда пули летят. Наверное, такая логика.
А теперь, почему это кино нужно смотреть и показывать. Оно довольно честное в плане иллюстрации неподготовленности Советского Союза к войне с Германией, и отсутствует при этом откровенное очернение собственной истории и своего народа. Здесь нет обличительных речей, нет с некоторых пор обязательного образа предателя, который внезапно режет правду-матку. Есть люди за работой, а работа у них – Родину защищать. Несколько лет назад мой друг сильно возмущался, когда класс его дочери принудительно повели на довольно спорный и получивший массу отрицательных отзывов «Сталинград» Бондарчука. О «Подольских курсантах» пока не слышно, чтобы сверху спускали рекомендации отвести школьников на показ, что можно, с одной стороны, объяснить пандемией, а с другой – тем, что фильм все-таки не политизированный и никем не ангажированный.
Очень хорошо прописаны характеры героев. Трех главных. Остальные, к сожалению, все-таки, как надели вначале определенную маску, словно в греческом театре, так ее и не снимают – и это относится даже к Дятлову, который уж мог себе позволить выйти хотя бы эмоционально за рамки сценария.
Приятно радует грим и макияж. Нет этих безумных накаченных губ и длиннющих ресниц у санитарок, что можно иногда встретить по нынешним временам в телефильмах. Нет современных причесок у мужчин. «Заклепочники» уже оценили, что «Подольские курсанты» практически идеален в том, как представлены военные и техника 1941 года.
Почему-то самые эмоционально сильные сцены в фильме идут вначале. В частности, прощания с родственниками и друг с другом. Когда зритель, знакомый с историей, знает, что эти люди, скорее всего, уже никогда не встретятся. Вообще, сложилось ощущение, что первую и вторую половину фильма снимали разные режиссеры. В какой-то момент эмоции и чувства почти пропадают. Не из сценария. Актеры пытаются отыгрывать и боль, и страдание, и любовь. Но если в «мирных» сценах всему этому веришь, то в эпизодах битвы или госпитального затишья – странно, но нет.
Сейчас в сети уже много положительных и отрицательных, которых меньше, отзывов на «Подольских курсантов». Хвалят фильм за честность, откровенность и масштабность постановки. Критикуют за то, что это, мол, просто очередной фильм о войне, один из. Истина, как известно, где-то посредине. Нет, это не просто очередной фильм. Есть некоторая надежда, что вместе с «Брестской крепостью» он окажется в начале серии, которая, подобно легендарной эпопее Озерова, покажет войну современному зрителю, совершенно от нее далекому. И покажет без ненужной идеологизации в ту или иную сторону.
Что же до придирок, то не критикуют того, кто ничего не делает. Угольников и его команда сделали большое дело.
P.S.
Чуть не забыл. В фильме снимается Безруков. И он играет роль, а не себя! А потому не раздражает. Это тоже отнесем к плюсам.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 12+