Из Голливуда пришли печальные новости. Не стало Джоэла Шумахера.
За свою карьеру он снял много прекрасных фильмов, но один из них оказался неимоверно мощным и пророческим. Криминальная драма «С меня хватит» (Falling down, 1992) - как оголенный нерв общества потребления, полностью зависящего от корпоративной системы. И ты можешь себя в нем комфортно чувствовать ровно до того момента, пока устраиваешь эту самую систему. Малейший сбой и тебя отправляют на обочину, на помойку.
В начале 90-х в России этот фильм было сложно понять. Многими он воспринимался как трагикомедия, особенно в гениальном переводе Михалева, а именно так его нужно смотреть. Теперь эта действительно сложная драма выглядит как предупреждение всем, кто пытался строить общественные отношения, взяв за образец американскую модель. Ведь Шумахер показал, насколько лжива и лицемерна картинка общества, где человек ничего не значит ни для корпораций, ни для окружающих, если внезапно не вписывается в созданные для него рамки.
Если с нашими зрителями более-менее понятно, то сказать, насколько этот фильм обогнал время в Америке сложно. По крайней мере современным BLM-активистам и прочим защитникам прав всех и вся он точно должен быть костью в горле. Сказать, что «С меня хватит» нетолерантное кино - это ничего не сказать.
С позиции художественной составляющей фильм представляет собой роад-муви в условиях города. Герой пытается добраться из точки А в точку Б, но, поскольку день пошел наперекосяк с самого утра, уже к обеду события приводят его к непредсказуемым последствиям. Показан человек, которому ты, как герою, симпатизируешь, и который полностью «слетает с катушек». Несмотря на то, что он хороший парень, общество потребления, твое общество, в опасности. На чьей ты окажешься стороне – наверное, главный вопрос этого фильма.
Прекрасная работа Майкла Дугласа. Возможно, и это субъективное мнение, лучшая роль актера, поскольку здесь Шумахер раскрыл в нем все грани таланта. Роберт Дювал ему подыгрывает, хотя в кадре они встречаются только в самом финале картины. Но подыгрывает так, как в ином фильме отрабатывает свою роль главный герой – ведь персонаж Дюваля тоже не так прост, как кажется.
Шумахер снял многослойное кино с большим количеством подтекстов. Оно заставляет задуматься обо многом. И хотя вы смотрите картинку Америки начала 90-х, вы легко в ней угадаете черты современной России. Хотим мы того или нет, но мы заимствовали у них очень многое.
Александр Гришин
Возрастное ограничение 12+